Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А27-10918/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                        Дело № А27-10918/2013

28.03.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего      Павлюк Т. В.

судей:                                     Хайкиной С.Н.

                                                Ходыревой Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещен);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе (07АП-1456/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2013

по делу № А27-10918/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КОРМЗ» (ИНН 4209003875, ОГРН 1034205012687), г. Кемерово,

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе

о признании недействительным решения от 25.07.2013 № 142 в части,

УСТАНОВИЛ:

 

            Открытое акционерное общество "КОРМЗ" (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УПФР (ГУ) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) №142 от 25.07.2013 года в части доначисления страховых взносов в общей сумме 30422,79 руб., из них: взносы на страховую часть пенсии – 22172,66 руб., на накопительную часть – 2741,31 руб., в ФФОМС – 4933,59 руб., в территориальный ФФОМС – 575,23 руб.; взыскания пени в общем размере 3641,21 руб., из нее: на страховую часть пенсии – 2711,39 руб., на накопительную часть – 284,22 руб., в ФФОМС – 539,42 руб., в территориальный ФФОМС – 106,18 руб.; взыскания штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ, в общей сумме 6084,55 руб., из него: за неуплату взносов на страховую часть пенсии – 4434,53 руб., на накопительную часть – 548,26 руб., в ФФОМС – 986,72 руб., в территориальные ФФОМС – 115,04 руб.; взыскания штрафа, предусмотренного ч.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, в общей сумме 20 980,92 руб.

            Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2013 (резолютивная част решения объявлена 24.12.2013) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

            Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неверным толкованием норм материального права.

            Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.

            Общество в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в суд в порядке статье 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Также Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.

            Заинтересованное лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.

            В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

            Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

             Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) города Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) была проведена выездная проверка в отношении ОАО «КОРМЗ» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за отчетные периоды 2010-2012 года. По результатам проверки пенсионным фондом был составлен акт № 124 от 25.06.2013 года. По итогам рассмотрения акта выездной проверки пенсионным фондом было принято решение № 142 от 25.07.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением обществу были доначислены страховые взносы в общей сумме 30422,79 руб., начислены пени в общем размере 3641,21 руб., штраф, предусмотренный ч.1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ, в общей сумме 6084,55 руб., штраф, предусмотренный ч.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, в общей сумме 20 980,92 руб.

            Заявитель считает решение № 142 от 25.07.2013 года, вынесенное Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) города Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), необоснованным и незаконным. По мнению общества, трудовым законодательством установлено, что выплаты работодателя на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами имеют тот же режим, что и пособия по временной нетрудоспособности и другие государственные пособия, выплачиваемые работнику хоть и в рамках трудовых отношений, но не за счет собственных средств работодателя. Также заявитель указывает, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет относится к иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов. Заявитель считает, что в связи с неправомерным начислением страховых взносов, привлечение общества к ответственности является не законным.

            Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что произведенные обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежат, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

            Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

            По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

            Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

            В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ ОАО "КОРМЗ" относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

            В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

            Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

            При этом статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

            Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

            В соответствии со статьей 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

            Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

            Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

            Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

            На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

            В связи с этим, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ.

            Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, данные

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А45-22677/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение в части и прекратить производство по делу  »
Читайте также