Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А02-1792/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А02-1792/2013

09 апреля 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014г. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего И.И. Терехиной

судей Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко

при участии:

от истца:              без участия (извещен)

от ответчика:      без участия (извещен)

от третьих лиц:  без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (07АП-1691/2014)  на решение Арбитражного суда Республики Алтай  от 10.01.2014 по делу №А02-1792/2013 (судья Е.М. Гуткович) по иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной» (ОГРН 1020400508226, ИНН 0401003619)  к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) при участии третьих лиц - Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (ОГРН 1020400754769, ИНН 0411008380), администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» (ИНН 0401003979, ОГРН 1030400507037) и муниципального учреждения «Управление образования спорта и молодежной политики муниципального образования Кош-Агачский район» о взыскании убытков в сумме 1 392 172,74 руб.

У С Т А Н О В И Л:

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чаган-Узунская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Оськиной» (далее – МБОУ «Чаган- Узунская СОШ») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.42 т.3), к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее – Минфин) о взыскании 2 836 139,26 руб.

Определением суда от 29.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, (далее - Минобразования), Администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» (далее – Администрация) и Управление образования, спорта и молодежной политики МО «Кош-Агачский район» (далее – Управление).

Решением арбитражного суда от 10.01.2014  исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Минфин подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь, в том числе  на то, что судом не исследованы решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай,  в соответствии с которыми с учреждения в пользу технического персонала школы взыскана задолженность по заработной плате за период с 01.09.2012 в сумме 1 392 172,74 руб., а по настоящему делу с ответчика взыскано  2 836 139,26 руб., что на 1 443 966,52 руб. больше.

МБОУ «Чаган - Узунская СОШ», Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай,  Администрация муниципального образования «Кош-Агачский район», Управление образования, спорта и молодежной политики МО «Кош-Агачский район» отзывы в порядке ст.262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ, без участия представителей сторон,   третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения  арбитражного суда от 10.01.2014 апелляционный суд считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, что МБОУ «Чаган - Узунская СОШ» в 2012 г. были выделены субвенции для осуществления полномочий по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников образовательного учреждения в сумме 9 767 770 руб., в 2013 г. – 9 464 570 руб.

Решениями Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 04.04.2013 и 05.04.2013 (л.д.13-83 т.1) на МБОУ «Чаган-Узунская СОШ» возложена обязанность установить  физическим лицам (работникам) заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы.

Во исполнение вышеуказанных решений МБОУ «Чаган - Узунская СОШ» утвердило новое штатное расписание и произвело перерасчет заработной платы с сентября 2012 г. по декабрь 2013 г.

Сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы техническому персоналу за период с 01.09.2012 составила 2 836 139,26 руб.

Поскольку финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений является обязанностью Республики Алтай, истец обратился с настоящим иском о взыскании убытков.

Удовлетворяя исковые требования в оспариваемой части, суд первой инстанции исходил из того, что  в силу действующего законодательства финансирование  расходов на оплату работников общеобразовательных школ  осуществляется за счет средств  бюджета субъекта РФ, материалами дела подтверждено, что размер средств, необходимых для исполнения решений Кош-Агачского районного суда Республики Алтай, составляет 2 836 139,26 руб.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Суд, исходя из характера спорного правоотношения, установленных обстоятельств, определяет, какое законодательство подлежит применению в рамках рассмотрения конкретного спора.

Исходя из п.1 ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В силу п/п. 13 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

В соответствии со ст. ст.1, 6 Закона Республики Алтай №47-РЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению, в том числе расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.

Объем субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону. Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай устанавливается Правительством Республики Алтай.

Следовательно, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, производятся по нормативам, установленным законодательством субъекта Российской Федерации.

Выделение истцу субвенций на оплату труда работников образовательного учреждения  в сумме 9 767 770 руб. в  2012 г. и 9 464 570 руб.  в 2013 г. ответчиком не отрицалось.

Однако, с учетом вступивших в законную силу решений Кош-Агачского районного суда Республики Алтай истец обязан установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы.

Во исполнение решений  суда МБОУ «Чаган- Узунская СОШ»  было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы с сентября 2012 г. по декабрь 2013 г., согласно которому сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы техническому персоналу составила 2 836 139,26 руб.

Произведенный истцом расчет Минфин республики Алтай ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе  не оспорило, контррасчет не представило.

Согласно ст.ст.16,1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.19  постановления №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»,  при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85  Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

С учетом изложенного,   а также положений ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ вывод суда первой инстанции о том, что меры по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников истца, установленные Федеральным законом №184 –ФЗ, являются расходными обязательствами Республики Алтай, соответствуют действующему законодательству.

Принятие Республикой Алтай нормативных правовых актов, возлагающих на муниципальные образования финансирование образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, без соответствующего финансового обеспечения, как правильно указал суд первой инстанции,   влечет за собой убытки этих учреждений в виде недофинансирования в размере разницы между гарантиями по оплате труда, установленными ст.133 Трудового кодекса РФ, и оплатой труда технического персонала, установленной в соответствии с Методикой № 127.

Ссылка подателя жалобы на  несоответствие взысканной суммы убытков решениям Кош-Агачского районного суда Республики Алтай,  является несостоятельной.

Из содержания указанных выше решений следует обязанность МБОУ «Чаган - Узунская СОШ» произвести перерасчет  заработной платы с 1 сентября  2012 г., при этом дата окончания периода не определена.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ст.65 АПК РФ).

Поскольку размер перерасчета суммы, необходимой для выплаты заработной платы подателем жалобы не опровергнут, доказательств нецелевого использования субвенций, выделенных истцу в 2012, 2013 г.г.,  не представлено, его утверждения о недостаточной проверки судом первой инстанции достоверности и обоснованности исковых требований, апелляционным судом не принимаются.      

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер средств, необходимых истцу для исполнения решений Кош-Агачского районного суда составляет 2 836 139,26 руб.

Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по доводам, изложенным в ней, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10.01.2014 по делу №А02-1792/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

             Председательствующий                                                              И.И. Терехина

             Судьи                                                                                            Е.И. Захарчук

                                                                                                                    О.Ю. Киреева

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А45-22914/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также