Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2014 по делу n А67-5984/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А67-5984/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 г. Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.А. Скачковой, судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой, при ведении протокола судебного помощником судьи К.А. Лачиновой с использованием средств аудиозаписи, при участии в заседании: от заявителя – Ю.Н. Максимовой по доверенности от 19.07.2013, паспорт, от заинтересованного лица – Т.Н. Казаковой по доверенности от 28.01.2014, удостоверение, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 06 февраля 2014 г. по делу № А67-5984/2013 (судья А.С. Кузнецов) по заявлению закрытого акционерного общества «Кемеровская Мобильная Связь» (ОГРН 1024200689941, ИНН 4207041667, 650000, г. Кемерово, ул. Демьяна Бедного, д. 1; 634049, г. Томск, Иркутский тракт, д. 53 б) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (ОГРН 1047000304823, ИНН 7017107837, 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1) о признании незаконным действия, УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Кемеровская мобильная связь» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Кемеровская мобильная связь») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным действия управления в виде приостановления государственной регистрации договора аренды земельного участка от 01.08.2013 № БС398 по основанию не предоставления кадастрового паспорта земельного участка на часть земельного участка (с учетом содержания заявления и пояснений - л.д. 4, 76). Решением суда от 06.02.2014 требования ЗАО «Кемеровская мобильная связь» удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в виде приостановления регистрации по основанию не предоставления кадастрового паспорта земельного участка, общей площадью 29309,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Томск, Тояновский поселок, д. 30, кадастровый номер 7062160108002613, с указанием части земельного участка, обязал управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО «Кемеровская мобильная связь», возвратить ЗАО «Кемеровская мобильная связь» из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей. Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что собственник земельного участка по адресу: г. Томск, Тояновский поселок, д. 30 до момента заключения договора аренды части данного земельного участка, должен обратиться для проведения кадастрового учета части участка, сдаваемого в аренду, следовательно, провести государственную регистрацию сделки аренды возможно только при условии проведения кадастровых работ по формированию части земельного участка, передаваемой в аренду. Апеллянт ссылается на отсутствие в данных Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), сведений о государственном кадастровом учете части площадью 9 кв. м, входящей в состав земельного участка общей площадью 29309, 00 кв.м по адресу: Томская область, г. Томск, Тояновский поселок, д. 30, кадастровый номер 70:21:0108002:13. Также в обоснование отказа апеллянт ссылается на имеющиеся данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на момент приостановления государственной регистрации по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) об ограничениях в виде ипотеки на земельный участок по адресу: Томская область, г. Томск, Тояновский поселок, д. 30, кадастровый паспорт 70:2Т:0108002:13. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении. Представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 14.08.2013 в управление обратилось ЗАО «Кемеровская Мобильная Связь» с заявлением о государственной регистрации сделки аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, Тояновский поселок, д. 30, кадастровый номер 70:21:0108002:13. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов управлением установлено, что обществом представлены не все необходимые для государственной регистрации документы, а представленный договор составлен без указания на имеющиеся ограничения (обременения), что явилось основанием для возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации и приостановления государственной регистрации уведомлением от 02.09.2013 на срок до 02.10.2013. Уведомление от 02.09.5013 содержит три основания для приостановления государственной регистрации. Общество, считая действия управления в виде приостановления государственной регистрации договора аренды земельного участка от 01.08.2013 № БС398 по основанию не предоставления кадастрового паспорта земельного участка на часть земельного участка незаконными, обратилось в суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» исходил из того, что при представлении документов на регистрацию представлен договор аренды земельного участка от 01.08.2013 № БС398, в приложении № 1 к которому указано точное графическое описание той части земельного участка, которая предоставляется в аренду. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (необходимые для кадастрового учета документы) (часть 2 статьи 16 обозначенного Федерального закона). Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона № 221-ФЗ. В соответствии с указанной статьей необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (указанной статьи). В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В силу статьи 26 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения). Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в том числе с учетом статьи 606 названного кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся разъяснения, согласно которым если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26, пункта 10 статьи 33 Федерального закона № 122-ФЗ представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2014 по делу n А45-20396/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|