Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n А67-6065/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                              Дело № А67-6065/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: без участия,

от заинтересованного лица: Катерлинг Э. В. по дов. от 10.01.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2014 по делу № А67-6065/2013 (судья Сенникова И. Н.) по заявлению закрытого акционерного общества «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» (ИНН 7017063682, ОГРН 1027000921287), Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области о признании недействительным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» (далее – ЗАО «ВИГК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области (далее – ИФНС по Томскому району Томской области, Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 11.09.2013 № 5272 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Решением Арбитражного суда Томской области от 28.01.2014 заявленные требования удовлетворены – суд признал недействительным решение Инспекции от 11.09.2013 № 5272.

Кроме того, обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «ВИГК».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС по Томскому району Томской области обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

По мнению налогового органа, в части перечисления налоговым агентом НДФЛ статья 49 НК РФ применяться не может – взыскание НДФЛ должно осуществляться в общем порядке в соответствии со статьями 46, 69, 70, 76 НК РФ – иного способа НК РФ не предусматривает, в связи с чем, решение налогового органа соответствует статье 76 НК РФ, является законным и обоснованным.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.  

Как следует из материалов дела, ЗАО «ВИГК» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по г. Томску 28.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027000921287, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области (ИНН 7017063682).

21.02.2012 общим собранием акционеров ЗАО «ВИГК» принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

25.06.2012 по результатам проведенной выездной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение № 27 о привлечении ЗАО «ВИГК» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 593 361,30 руб.

Данным решением ЗАО «ВИГК» также начислены пени по налогу на доходы физических лиц в общем размере 2 092 350,89 руб., предложено перечислить в бюджет недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 15 933 613 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 07.09.2012 № 408 апелляционная жалоба ЗАО «ВИГК» оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 25.06.2012 № 27 оставлено без изменения и утверждено.

На основании вступившего в силу решения от 25.06.2012 № 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекцией в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ, в адрес ЗАО «ВИГК» выставлено требование № 3 по состоянию на 11.09.2012 об уплате налога на доходы физических лиц в размере 15 933 613 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 092 350,89 руб., штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 1 593 361,30 руб.

09.10.2012 в связи с неисполнением требования № 3 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 11.09.2012 в установленный срок, Инспекцией в соответствии со статьей 46 НК РФ, принято решение № 5624 о взыскании налогов, пеней, штрафов в общем размере 11 172 090,56 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) – организации, а также электронных денежных средств.

Определением Арбитражного суда Томской области от 13.11.2012 по делу № А67- 6724/2012 по ходатайству ЗАО «ВИГК» были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции от 25.06.2012 № 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в законную силу судебного акта по делу № А67-6724/2012.

Определением Арбитражного суда Томской области от 30.08.2013 по делу № А67-6724/2012 принятые определением арбитражного суда от 13.11.2012 по делу № А67-6724/2012 обеспечительные меры отменены.

11.09.2013 Инспекцией вынесено решение № 5272 о приостановлении в банке филиал «Новосибирский» ОАО «Альфа-банк» расходных операций по расчетному счету ЗАО «ВИГК» № 40702810803150000584.

Согласно указанному решению сумма, подлежащая взысканию (обеспечению) в целях исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств от 09.10.2012 № 5624 составляет 11 172 090 руб. 56 коп.

Не согласившись с указанным решением, ЗАО «ВИГК» обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании решения недействительным.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя и кредиторов, ликвидируемой организации, что свидетельствует о наличии оснований для признания его недействительным.

Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении материалов дела исходит из установленных фактических обстоятельств и следующих норм права.

По смыслу пункта 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (применительно к конкретному виду налогов).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 названной статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует обязанности по уплате налогов и сборов.

Из положений пункта 1 статьи 65 ГК РФ вытекает, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации установлен статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 1 которой предусматривает, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества.

Очередность исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как правильно указано в решении суда, применительно к ликвидации организации НК РФ содержит прямую ссылку на положения ГК РФ.

В соответствии со статьей 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с гражданским законодательством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 ГК РФ).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 2 статьи 64 ГК РФ).

Таким образом, исходя из положений приведенных законодательных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации.

Следовательно, в период нахождения организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, так как это противоречит статье 49 НК РФ и статье 64 ГК РФ и, соответственно, влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения остальных кредиторов общества.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данное положение распространяется и на налоговых агентов, поскольку в силу положений пункта 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Следовательно, порядок исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет имеет общий характер и не зависит от непосредственного источника их уплаты, в том числе, когда уплата производится налоговым агентом.

Материалами дела подтверждается, что 21.02.2012 общим собранием участников ЗАО «ВИГК» принято решение о добровольной ликвидации юридического лица с 29.02.2012, назначена ликвидационная комиссия.

05.03.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о начале процесса ликвидации юридического лица.

Учитывая,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n А27-19476/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также