Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А67-6933/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-6933/2013

05 мая  2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля  2014 г.

 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Ходыревой Л.Е.,

судей:   Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.

при ведении протокола судебного заседания    помощником судьи Казариным И.М.  с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя Лейба О.Н. по доверенности от 07.10.2013

от заинтересованного лица Маткин Е.В. по доверенности от 09.01.2014

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Викинг»

на решение Арбитражного суда Томской области

от 19 февраля 2014 года по делу № А67-6933/2013 (судья Сулимская Ю.М.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Викинг» (ИНН 7017268312 ОГРН 1107017015302) к Департаменту лесного хозяйства Томской области (ИНН 7017317947 ОГРН 1127017029347)

о признании недействительным распоряжения № 1191 от 06.11.2013 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Викинг» (далее – заявитель, общество, ООО «Викинг») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным Распоряжения № 1191 от 06.11.2013 г.

Решением Арбитражного суда Томской области от 19 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить по следующим основаниям:

- вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оспариваемое распоряжение аннулирует сам факт утверждения заключения государственной экспертизы, который является обязательным условием соблюдения порядка государственной или муниципальной экспертизы;  действие положительного заключения экспертизы начинается с момента его утверждения уполномоченным органом, соответственно, с момента отмены акта утверждения положительного заключения экспертизы, такое заключение не действует; несвоевременное выполнение возложенных на уполномоченный орган функций по ведению государственного лесного реестра не может вменяться в вину хозяйствующему субъекту.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражал против доводов общества, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле,  суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 27.12.2012 г. Департаментом вынесено распоряжение № 216 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», которым по заявлению ООО «Викинг» утверждено положительное заключение проекта освоения лесов на частях земельного участка, переданных в аренду ООО «Викинг» по договору аренды от 01.10.2010 № 33/04/10 для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства.

06.11.2013 г. Департаментом издано распоряжение №1191, согласно которому отменено распоряжение о положительном заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов от 27.12.2012 № 216. При этом, в указанном распоряжении указано, что распоряжение № 216 отменено на основании несоответствия государственной экспертизы проекта освоения лесов на частях лесного участка, переданных ООО «Викинг» по договору аренды 01.10.2010 № 33/04/10 для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства, выявленных в ходе проведенной проверки (проведенной на основании распоряжения Департамента лесного хозяйства Томской области от 01.08.2013 № 699) требованиям пункта 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», пункта 31 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.201 2 № 69 «Об утверждении состава, проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Полагая, что данное распоряжение № 1191 нарушает права и законные интересы ООО «Викинг», заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что вынесение оспариваемого распоряжения от 06.11.2013 г. № 1191, отменившего ранее изданное Распоряжение от 27.12.2012г. № 216, произведено административным органом в соответствии с нормами действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 г. ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного  использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4 Лесного кодекса РФ).

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 Лесного кодекса РФ).

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно статье 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 10.02.2012 N 33).

Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 утвержден новый Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок) (применяется с 29.04.2012).

В соответствии с п. 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 3, 7 Порядка установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, действовавшим до 29.04.2012, и Порядком, действующим в настоящее время, предусмотрено, что экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).

Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (пункт 10).

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 11).

В соответствии с пунктом 12 Порядка органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней после утверждения заключения Экспертизы направляют его Лесопользователю.

Как установлено судом первой инстанции, 01.10.2010 между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (арендодатель) и ООО «Викинг» (арендатор) заключен договор аренды частей лесного участка № 38/04/10.

По условиям указанного договора арендодатель на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды частей лесного участка, находящегося в государственной собственности № 18 от 21.09.2010, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование за плату части лесного участка, относящегося к землям лесного фонда, расположенного в Томской области, Томском районе, Корниловском лесничестве.

На основании договора аренды от 01.10.2010 г. на государственную экспертизу обществом 17.12.2010 г. предоставлен Проект освоения лесов, в соответствии с лесохозяйственным регламентом Корниловского лесничества, по материалам лесоустройства 2002 г.

Указанный проект получил положительное заключение государственной экспертизы № 1100, которое утверждено распоряжением Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 23.12.2010 № 1204 сроком до 01.10.2018 г.

В целях выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов была проведена таксация лесов, на основании результатов которой по договору с Томским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» ООО «Викинг» в 2011 г. разработан новый проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы № 2468, утвержденное распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 27.12.2012 № 216.

На основании распоряжения департамента от 01.08.2013 № 699 проведена проверка соблюдения договорных обязательств ООО «Викинг», по результатам которой составлен акт от 13.09.2013 г.

Согласно акту проверки от 13.09.2013 г. установлено, что с проведением лесоустройства увеличилась общая площадь земель лесного фонда на 29 га. Площадь лесных земель увеличилась на 92,59 га. Площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась на 445,33 га. При этом непокрытые лесной растительностью земли уменьшились на 352,74 га. Фонд лесовосстановления уменьшился на 251,74 га, в том числе из фонда лесовосстановления были исключены прогалины площадью 27,1 в квартале 53, т.к. данная площадь используется местными жителями д. Гарь Асиновского района для сенокошения. Нелесные земли уменьшились на 63,59 га.

После проведения лесоустройства изменились и сместились границы квартальных просек между кв. 74 и 62 и между кв. 85 и 171. Изменились номера выделов.

Также при детальном анализе материалов лесоустройства обнаружено большое количество изменений, связанных с переводом кедровых насаждений в иные, наименее ценные насаждения (еловые, пихтовые, березовые, осиновые) в результате проведенных в 2011 году лесоустроительных работ. Подобные действия также осуществлены при переводе еловых, пихтовых хозяйственных секций в лиственные хоз. секции.

Кроме этого, в Акте проверки от 13.09.2013г. указано, что по материалам лесоустройства 2011 г., представленных ООО «Викинг» соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент Корниловского лесничества не вносились и до сегодняшнего дня не внесены. Соответственно, положительное заключение государственной экспертизы № 2468, утвержденные распоряжением Департамента Лесного хозяйства Томской области от 27.12.2012 № 216, является незаконным (т.1 л.д. 96).

По результатам вышеуказанной проверки начальнику Департамента лесного хозяйства Томской области была подготовлена Служебная записка с указанием на вышеуказанные обстоятельства, кроме этого, учитывая многочисленные существенные нарушения характеристик лесов, выявленных при таксации арендованной ООО «Викинг» территории, отсутствии информации в лесохозяйственном регламенте, связанной с выявленными изменениями границ и характеристик лесов, указано,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А45-18995/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также