Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А45-20748/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                               Дело № А45-20748/2013

07 мая 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.

с использованием средств аудиозаписи

при участии

от заявителя:  Гик Я.Р. по доверенности от 04.02.2014;

от заинтересованного лица:   Глоба Р.Ю. по доверенности от 13.12.2013;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную  жалобу

индивидуального предпринимателя Субботина Игоря Павловича

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2014

по делу № А45-20748/2013 (судья Чернова О.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Субботина Игоря Павловича, Московская область, Истринский район, д. Новораково

(ОГРНИП 310501714700052 ИНН 774307290004)

к администрации Новосибирского района Новосибирской области

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка от 23.08.2013 № 10375/01-12,

У С Т А Н О В И Л:

 

Индивидуальный предприниматель Субботин Игорь Павлович (далее – ИП Субботин И.П., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо) № 10375/01-12 от 23.08.2013 об отказе в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером 54:19:022301:3123 в аренду за плату сроком на 49 лет и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания администрацию Новосибирского района Новосибирской области рассмотреть заявление от 24.07.2013 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 54:19:022301:3123 в аренду на 49 лет в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Субботин И.П. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда материалам дела и нормам материального права; неправильное истолкование закона, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный о удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что им обоснован размер испрашиваемого земельного участка; при обращении в администрацию были предоставлены все необходимые сведения.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Администрация в представленном отзыве и  ее представитель в судебном заседании просят оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению заинтересованного лица, решение суда законно и обоснованно.

Представитель предпринимателя поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме,  настаивала  на её удовлетворении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей предпринимателя и администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене  или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24.07.2013. индивидуальный предприниматель Субботин И.П. обратился в администрацию Новосибирского района с заявлением от 23.07.2013 о предоставлении для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка, площадью 312 787 кв.м., с кадастровым номером 54:19:022301:3123 с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет в аренду за плату сроком на 49 лет. В обоснование размера испрашиваемого земельного участка сообщает, что основными видами деятельности крестьянского (фермерского)хозяйства является разведение овец и пчел. Количество членов крестьянского (фермерского) хозяйства - 1 человек. Количество рабочих -10 человек. В соответствии с Правилами землепользования Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области испрашиваемый земельный участок относится к территориальной схеме СХ-2, имеет назначение ( категория –земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование-крестьянское (фермерское) хозяйство) соответствующее испрашиваемым целям.

К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; копия уведомления о постановке на налоговый учет в налоговом органе; копия паспорта заявителя.

Администрация Новосибирского района отказала заявителю в предоставлении земельного участка, изложив свой отказ в письме от 23.08.2013 №10375/01-12. В обоснование отказа администрация Новосибирского района ссылается на то, что заявителем размер испрашиваемого земельного участка площадью 312 787 кв.м. не обоснован, с учетом намерения вести хозяйство в индивидуальном порядке.

Не согласившись с решением администрации Новосибирского района об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, обосновывая свою позицию нарушением заинтересованным лицом статьи 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по формальным признакам, не представил доказательств, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка нарушает его права и законные интересы, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств не усматривается, что он осуществляет деятельность на территории Новосибирской области и занимается деятельностью по ведению сельского хозяйства.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ (далее - Закон № 74-ФЗ) предусматривает порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В силу пункта 2 данной статьи к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. При этом в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона № 74-ФЗ).

Статьей 5 Закона № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям частей 3 - 5 статьи 12 Закона № 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

Согласно части 6 статьи 12 Закона № 74-ФЗ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке, что свидетельствует о законодательно предусмотренной возможности такого отказа.

Из статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ) следует, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают соответствующее заявление, а орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.

Таким образом, исходя из правовых норм статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным законом.

Норма статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ означает, что в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А27-17168/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также