Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2014 по делу n А45-23067/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-23067/2013

12 мая 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:  председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного   лица: без участия (извещено);

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2014 года

по делу № А45-23067/2013 (судья Векшенков Д.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло», г.Новосибирск (ОГРН 1085473005793 ИНН 5408260484)

к отделу надзорной деятельности по Советскому району г. Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области

о признании предписания №665/1/2 от 17.10.2013 недействительным,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло» (далее – заявитель, ООО «Энергопромтепло», Общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Советскому району города Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области  (далее – заинтересованное лицо, ОНД по Советскому району города Новосибирска МЧС России  по НСО, административный орган) о признании  недействительным предписания № 665/1/2 от 17.10.2013 об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Решением Арбитражного суда Новосибирской  области от 05.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Энергопромтепло» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение норм  материального права, неполное исследование материалов дела, просит решение суда первой инстанции от 05.03.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что ООО «Энергопромтепло» не является собственником проверяемых помещений, не осуществляет хозяйственную длительность в них, передало данные помещения на основании договоров субаренды, в связи с чем, не является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, оспариваемое предписание выдано ненадлежащему лицу. Кроме этого, заявитель указывает на выдачу административным органом предписания об устранении тех же самых нарушений субарендатору. 

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган  просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел  возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене  или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  31 июля 2013 года в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2013 год главным государственным инспектором Советского района г. Новосибирска по пожарному надзору вынесены распоряжения №№ 643, 652-655, 658, 661-663, 665, 667, 670, 674 о проведении проверки в отношении объектов защиты, расположенных по адресам: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/1, 6/3, 6/5, 6/6, 6/7, 6/11, 6/16, 6/17, 6/19, 6/21, 6/28, 6/33, 6/43, собственником которых является открытое акционерное общество «Новосибирский завод конденсаторов».

Собственником предоставлена информация об арендаторах, осуществляющих деятельность на вышеназванных объектах защиты: общество с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло» по договору аренды №01 от 31.12.2012 с дополнением и приложением, общество с ограниченной ответственностью «Новосибирский завод конденсаторов» по договорам аренды №10/2013 от 01.01.2013 и №11/2013 от 01.01.2013 с приложением.

В период с 19 августа по 13 сентября 2013 года отделом надзорной деятельности по Советскому району г. Новосибирска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новосибирской области проведено совместно с представителем собственника обследование объекта защиты по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/21, арендатором которого является заявитель, по результатам которого было вынесено предписание.

Предписанием от 17.10.2013 №665/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты обществу предложено устранить до 31 июля 2014 года нарушения требований пожарной безопасности:

1) помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации (статья 1  Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), НПБ 110-03, табл. 3);

2) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (статья  1 Федерального закона  №69-ФЗ, НПБ 104-03, табл. 2).

Указанное предписание послужило основанием для обращения общества 16 декабря 2013 года в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об  отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.

Седьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам в порядке главы 34 АПК РФ, считает выводы суда правильными, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ  пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

На основании статьи 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38Федерального закона № 69-ФЗ).

В силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции от 10.07.2012) (далее - Закон № 123 ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно статье 4 Закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ).

В силу части 1 статьи 91 Закона № 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03).

Приказом МЧС России от 20.06.2003 утверждены Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее - НПБ 104-03).

Как было указано выше, административным органом были выявлены нарушения Обществом требований пожарной безопасности, предусмотренных статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ и таблицей  3 НПБ 110-03; таблицей 2 НПБ 104-03, пунктов 42,50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Таким образом, требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности в  здании по адресу: город Новосибирск, улица Часовая, 6/19  выполнены не в полном объем, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, в связи с чем в силу  пункта 59 Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» имелись основания для выдачи предписания.

Доводы о том, что ООО «Энергопромтепло» не является лицом, ответственным за соблюдение

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2014 по делу n А03-24869/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также