Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А45-842/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                Дело № А45-842/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года

Полный текст постановления изготовлен  18 июня 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Кривошеиной С. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н.

без участия сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района», с приложенными к ней документами, а также с ходатайством на восстановление срока подачи апелляционной жалобы, на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2014 по делу № А45-842/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Хорошилов А. В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» (ИНН 5405322397, ОГРН 1065405124102), г. Новосибирск, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2014 № 671/3,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» (далее – ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее – Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2014 № 671/3 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

  Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

            Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что общество не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов производства и потребления, контейнерные площадки, установленные для накопления отходов производства и потребления, не являются специально оборудованными сооружениями для размещения отходов; отсутствие согласованных паспортов на отходы 1, 4 класса опасности может быть признано малозначительным нарушением.

Департамент представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения в связи с установленными по делу обстоятельствами совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

09.06.2014 в суд апелляционной инстанции от заявителя поступили дополнения к апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнениями и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 31.12.2013 в результате проверки соблюдения ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» требований законодательства об охране окружающей среды проведенной Департаментом на основании приказа от 15.11.2013 № 1201, были установлены факты нарушения действующего законодательства об охране окружающей среды:   не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководители и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (статья 73 Закона № 7-ФЗ);  у общества отсутствуют паспорта на отходы 1, 4 класса опасности (статья 14 Закона № 89-ФЗ).

13.01.2014 Департаментом составлен протокол об административном правонарушении № 671/2;   14.01.2014 с участием уполномоченного представителя ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление № 671/3, в соответствии с которым ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается совершение обществом вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных  органов          о          привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).

В силу требований статьи 73 указанного закона руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Административным органом установлено, что основным видом деятельности ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района» в соответствии с Уставом является оказание услуг и выполнение работ, связанных с управлением и содержанием общего имущества многоквартирных домов и иных объектов недвижимого имущества, переданных в установленном законом порядке в управление, организация предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в целях эффективной эксплуатации и сохранности объектов жилищно-коммунального комплекса, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирными домами и иными объектами недвижимости деятельности.

Деятельность осуществляется в помещениях административного здания, общей площадью 612,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Садовая, 30. Помещения используются на основании договора аренды от 02.04.2012 № 413-12. Освещение помещений административного здания осуществляется люминесцентными лампами типа ЛБ.

При осуществлении хозяйственной деятельности, при эксплуатации помещений административного здания у общества образуются следующие отходы производства и потребления:

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код ФККО - 3533010013011) - образуются в результате замены перегоревших люминесцентных ламп, используемых для освещения нежилых помещений административного здания;

- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО - 9120040001004) - образуется в результате жизнедеятельности сотрудников и уборки помещений административного здания.

Ссылаясь на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, Департамент установил, что образующиеся у общества отходы относятся к 1, 4 классам опасности, однако, в нарушение требований статьи 14 Закона № 89-ФЗ у общества отсутствуют паспорта на отходы 1, 4 класса опасности, согласованные в установленном законом порядке.

Кроме того, Департаментом установлено, что руководители и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Установив данные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о том, что общество в результате осуществления своей хозяйственной деятельности не соблюдает экологические требования при эксплуатации объектов, и привлек его к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

Ответственность по статье 8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Однако административным органом не представлено доказательств того, какие именно экологические требования нарушены обществом при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

С учетом изложенного, допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Приведенная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.12 № 4973/12, а также подтверждена судебной практикой (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу № А56-65669/2013, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 № 15АП-1163/2014, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013 по делу № А66-7160/2012).

В связи с тем, что административным органом не доказан факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 229, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                                         

                                               П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2014 по делу № А45-842/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 14.01.2014 № 671/3.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

Судья                                                                           С. В. Кривошеина

                                                                                                   

 

 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу n А67-2980/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также