Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу n 07АП-836/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-836/09 Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009г. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2009г Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Т. А. Кулеш судей Е.А. Залевской и С.Н. Хайкиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным, при участии: от заявителя - без участия, надлежаще извещена, от заинтересованного лица - без участия, надлежаще извещено, от третьего лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю – без участия, надлежаще извещена, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2008 года по делу № А45-7164/2008-41/227 (судья Г. М. Емельянова) по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» о признании недействительной государственной регистрации изменений, У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее – заявитель, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее – ООО «Прогресс», общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО «Прогресс», от 12.02.2008 г. за государственным регистрационным номером 2082468083025. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с данным решением суда, третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее – МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю) обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе апеллянт просит решение суда отменить, мотивируя тем, что: - государственная регистрация не является ненормативным правовым актом; - общество не может быть заинтересованным лицом по данному делу; - признание государственной регистрации недействительной не является правовым последствием представления недостоверных сведений о юридическом лице; - отсутствует нарушение прав неограниченного круга лиц; - не представлено доказательств отсутствия общества по юридическому адресу. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 12.02.2008 г. МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю было принято решение № Р 2107А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Прогресс» в части изменения местонахождения и в части сведений об изменениях иных положений учредительных документов. В результате произведенной государственной регистрации местом нахождения ООО «Прогресс» определен г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 42 офис 310. Регистрационное дело ООО «Прогресс» было направлено в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска. В ходе проведения контрольных мероприятий ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска пришла к выводу о том, что ООО «Прогресс» не находилось по адресу, указанному в учредительных документах, что послужило основанием для обращения ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что обществом в МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю были представлены недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении общества. Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными. Данные выводы суда привели к принятию неверного решения, в связи с чем решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В статье 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей. В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Отсутствие нормы, аналогичной положениям абзаца 3 пункта 11 статьи 7 Закона № 943-1, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим. Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 5 Постановления № 11 от 09.12.2002г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании ликвидации, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений юридического лица. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о нарушении такой регистрацией экономических интересов неопределенного круга лиц, так как предоставлением ООО «Прогресс» недостоверных сведений о месте нахождения общества, то есть отсутствие информации о его месте нахождения нарушает права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ, а также нарушает права государства в лице налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, установленных статьями 31, 82, 83 Налогового кодекса РФ, проведение соответствующих проверок по уплате налогов и предоставлению налоговой отчетности. Следовательно, является несостоятельным довод апеллянта о том, что отсутствует нарушение прав неограниченного круга лиц. Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о наличии недостоверных сведений в заявлении ООО «Прогресс» о внесении изменений ошибочными. В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. На основании подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Согласно части 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 18 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона. Из материалов дела следует, что МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона № 129-ФЗ. Федеральный закон № 129-ФЗ не допускает регистрирующему органу требовать от общества предоставления иных документов. Таким образом, процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена. Однако указанное не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений. Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений. Вместе с тем, факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, заявителем - ИФНС по Центральному району г. Новосибирска не доказан. Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе ксерокопии заявления от имени Щеглова С.А., письма нотариальной палаты Новосибирской области от 25.04.2008 г. № 258, письма ОАО «Машпроект» от 29.04.2008 г. № 361 об отсутствии ООО «Прогресс» по указанному юридическому адресу на момент внесения изменений, то есть в феврале 2008 года. Ксерокопия заявления от имени Щеглова С.А. от 19.03.2008г. бесспорно не подтверждает, что письмо написано и подписано самим руководителем и учредителем ООО «Прогресс», в суд Щеглов С.А. не вызван и не допрошен. Письмо нотариальной палаты Новосибирской области от 25.04.2008 г. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n 07АП-697/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|