Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу n А27-19498/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                            Дело № А27-19498/2013 (07АП-5251/14)

«10»  июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.

 Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего:                                                                          Кайгородовой М.Ю.

Судей:                                                                                                          Сухотиной В.М.

Ярцева Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Винниковой О.Н. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: представителя Борисова М.М., действующего на основании доверенности  от 09 января 2014 года № 4;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 апреля 2014 года по делу № А27-19498/2013 (судья Гуль Т.И.)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мороко Сергея Сергеевича

к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка  о признании недействительным расчета величины арендной платы в части размера арендной платы

Третье лицо: индивидуальный предприниматель Мироненко Александр Федорович 

У С Т А Н О В И Л:

Предприниматель Мороко Сергей Сергеевич (далее – ИП Мороко С.С., предприниматель) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (далее – Комитет) о  признании недействительным (ничтожным) расчет величины арендной платы по договору аренды № 03-6227 от 02.07.2009 года, определенной за период с 15.03.2013 года по 31.12.2013 года с учетом положений п. 2.9.1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 г. № 47.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 апреля 2014 года по делу № А27-19498/2013 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на то, что постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 г. № 47 не исключает возможность применения положений п. 2.9.1 в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка.

В суде апелляционной инстанции  представитель Комитета доводы жалобы поддержал.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.

Как видно  из материалов дела,  между Индивидуальными предпринимателями Мороко Сергеем Сергеевичем и Мироненко Александром Федоровичем и Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Новокузнецка (в настоящее время - Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка, далее Комитет)  заключен  договор аренды земельного участка  № 03-6227 от 02 июля 2009 года ( в редакции соглашения №1/419 от 02.06.2011 года о продлении срока аренды до 01.06.2016 года) с кадастровым номером 42:30:0303002:42, площадью 2641 кв.м., разрешенное использование: под производственное здание, расположенного по адресу: Россия, Кемеровская область, город Новокузнецк, Центральный район по ул.Чайкиной, 2А корпус 1А.

В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 519 от 27.11.2008 г. «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», опубликованным на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области: http:\\www.kemobl.ru и на официальном сайте Управления Росреестра по Кемеровской области в сети Интернет: http:\\www.r42.kadastr.ru в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303002:42, площадью 2641 кв.м., установлена кадастровая стоимость в размере 14 124 913 рублей 12 коп.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-21822/2012 от 07.02.2013 года (изготовлено в полном объеме 14.02.2013) установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в равная его рыночной стоимости, в размере 1 472 000 рублей.

В соответствии с п. 2.13 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 (далее - Порядок), размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменение кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на рыночную стоимость Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка произвёл перерасчет арендной платы земельного участка за период с 15.03.2013г. по 31.12.2013г.

Из расчета (протокола определения) величины арендной платы за земельный участок от 20.06.2013г., произведенного арендодателем и предоставленного арендатору как приложение к договору аренды, следует, что арендная плата за период с 15.03.2013г. по 31.12.2013год составила 112 257 рублей 13 коп. и ошибочно рассчитана со ссылкой на п. 2.9.1. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" (далее -Порядок).

Из расчета величины арендной платы следует, что изменение кадастровой стоимости земельного участка привело к снижению годового размера арендной платы за 2013 г. по сравнению с 2012 г. в 9,1 раза.

Названное обстоятельство по мнению Комитета является основанием для применения положения п.2.9.1 постановления № 47 и определил размер арендной платы за 2013 г. по формуле: АР2013 = АР2012/1,25.

Полагая, что  арендодатель незаконно и необоснованно применил в расчете арендной платы за период с 15.03.2013 года по 31.12.2013 года указанный формульный подход предприниматель Мороко С.С. обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в  рассматриваемом случае имело место снижение размера арендной платы из-за изменения кадастровой стоимости земельного участка, а не из-за изменения порядка расчета арендной платы, что исключает применение положений п. 2.9.1.

Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

По правилам пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статьей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009.

Постановлением N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы, отраженные в Постановлении N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Поскольку регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-21822/2012 от 14.02.2013  года установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка  равной его рыночной стоимости в размере 1 472 000 рублей.

 В связи с изменением с 14.03.2013 года кадастровой стоимости земельного участка,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу n А67-4032/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также