Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А02-2318/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                     Дело № А02-2318/2013

«11» июля 2014 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой

судей: Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Дмитриевой Ю.А. 

с  использованием   средств аудиозаписи

с участием в заседании

от заявителя : Бахрамаева С.В. по доверенности от 23.12.2013 г., паспорт,

от  заинтересованного лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе   Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай

на решение Арбитражного суда Республики Алтай  

от 25 апреля 2014 г. по делу № А02-2318/2013 (судья Черепанова И. В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Попыевой Марины Александровны (ИНН 040400739401, ОГРНИП 307041109600011, г. Горно-Алтайск)

к Прокуратуре Онгудайского района (649440, Республика Алтай, с. Онгудай, ул. Ерзумашева, д. 27)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 173)

об оспаривании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2013г., постановления по делу об административном правонарушении № 158 от 13.12.2013 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Попыева Марина Александровна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Прокуратуре Онгудайского района к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора) об оспаривании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2013, постановления по делу об административном правонарушении № 158 от 13.12.2013 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25 апреля 2014 г. заявление ИП  Попыевой Марины Александровны удовлетворено частично, признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай по делу об административном правонарушении № 158 от 13.12.2013 о привлечении ИП Попыевой Марины Александровны к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган  обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Республики Алтай и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель предпринимателя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле извещены, явку представителей не обеспечили, отзывы в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили, что в силу части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156, части 6 статьи 121 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалам дела.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя предпринимателя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИП Попыева М.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.07.2007 – ОГРНИП 307041109600011. Основной вид деятельности – розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия (дополнительный в т.ч. – торговля пивом)

25.11.2013 ведущим специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора Казаковой Н.А. составлена справка, из которой следует, что 14.11.2013  с 15 час. 25 мин. по 15 час. 45 мин. ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РА в Онугайском, Улаганском районах Казаковой Н.А., привлеченной прокуратурой Онгудайского района проведена проверка по соблюдению положений Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейся продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171).

При проведении проверки выявлены нарушения Федерального закона № 171, а именно: в магазине реализуется пиво в ассортименте («Баг-Бир», «Толстяк», ккулер», «Большая кружка», «Бочонок» - в пластиковых емкостях объемом 1,5л., 2,5л.), при частичном отсутствии сопроводительных документов:

- отсутствует справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, заполняемая организацией-производителем - продукции при каждой последующей реализации продукции, т.е. фактически предоставлена только справка к ТТН от оптовой фирмы-поставщика - ООО «Квит» - магазину «Яна» ИП Попыевой М.А.,

- не предоставлен сертификат соответствия (или декларация о соответствии).

Кроме того, о временном ограничении розничной продажи алкогольной продукции (с 23 часов до 10 час. по местному времени) отсутствует какая-либо доступная информация для потребителей, что является нарушением п. 5. ст. 16 Федерального закона № 171.

10.12.2013 Прокурором Онгудайского района вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП Попыевой М.А. дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в котором указано на нарушение ИП Попыевой М.А. ч. 1, ч.2 ст. 10.2 и п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

На основании указанного постановления 13.12.2013 и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Онгудайском, Улаганском районах вынесено постановление № 158 о привлечении ИП Попыевой М.А. к административной ответственности по части 3 статье 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3000 руб. за нарушение требований вышеназванного Федерального закона.

Не согласившись с указанными постановлениями, предприниматель обратилась в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворения заявленные предпринимателем требования в части, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Данный состав административного правонарушения - формальный и не требует наступления каких-либо последствий.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ. Действие настоящего Закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункты 1 и 2 статьи 1 Закона).

Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона).

Форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию предусмотрено: справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.

Согласно пункту 3 указанных Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы «А» и «Б» справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.

В силу пункта 4 Правил организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

В соответствии с пунктом 5 Правил при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

Статьей 11 Федерального закона № 171-ФЗ установлены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно положениям данной статьи информация о реализуемой алкогольной продукции доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (раздел 1 «Общие положения») продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (пункт 11 Правил); продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А45-5846/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также