Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А67-1966/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1966/2014 30 июля 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года. Постановления в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е. И. Захарчук судей: И.И. Терехиной О.Б. Нагишевой при ведении протокола помощником судьи С.Г. Захаренко при участии в судебном заседании: от истца: Косенко Г.В. по доверенности № 14НН/02 от 21.03.2014 (сроком на 1 год), паспорт, от ответчика: Чугунова Е.В. по доверенности № 11/14 от 21.03.2014 (сроком до 31.12.2014), паспорт; Спичак С.В. по доверенности № 21/14 от 01.07.2014 (сроком на 1 год), паспорт рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» (07АП-6580/2014) на решение Арбитражного суда Томской области от 06 июня 2014 года по делу № А67-1966/2014 (судья Д.И. Янущик) по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области к ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» о взыскании 394 268,50 руб.
УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» о взыскании 394 268,50 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде загрязнением поверхностного водного объекта р. Басандайка в результате превышения нормативов допустимого сброса. Решением Арбитражного суда Томской области от 06 июня 2014 года по делу № А67-1966/2014 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Истец в соответствии со статьей 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - Росприроднадзор по Томской области) в отношении ответчика была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет пользование поверхностным водным объектом р. Басандайка, на основании решения о предоставлении участка р. Басандайка в пользование от 25.03.2009 г. № 221 сроком действия с 25.03.2009 г. по 20.01.2014 г. Решение выдано ответчику с целью сброса сточных и (или) дренажных вод, утверждены нормативы допустимого сброса веществ в реку Басандайка от 20.01.2009 г., срок действия которых – с 20.01.2009 г. по 20.01.2014 г. В 2013 году ответчик имел разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 08.11.2012 г. № 0021-12, сроком действия – до 07.11.2013 г. Данным разрешением установлены лимиты по взвешенным веществам, иону аммония, фосфатам, БПК, железу общему, фенолам. В течение с первого по третий кварталы 2013 года ответчик осуществлял пользование водным объектом р. Басандайка, факт пользования с целью сброса сточных вод подтверждается отчетностью по формам 3.2 и 3.3, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 г. № 205 за 1, 2, 3 кварталы 2013 года. Выпуск в р. Басандайка расположен в 0,5 км. от устья реки. При сравнении результатов измерений качества сточных вод, сбрасываемых в р. Басандайка, с утвержденными НДС установлено, что при сбросе сточных вод в период 1, 2, 3 кварталов 2013 года ответчик допустил превышения установленных нормативов по железу, нитратам, фенолам, взвешенным веществам, сухому остатку, хлоридам, фосфатам, аммоний-иону, БПК, в результате чего поверхностному водному объекту р. Басандайка причинен вред. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 07.02.2014 о взыскании вреда, причиненного окружающей среде загрязнением поверхностного водного объекта р. Басандайка в результате превышения НДС. Ответчик получил претензию 10.02.2014, однако оставил без ответа. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Рассмотрев заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Согласно ст. 1 указанного закона под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющим признается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы допустимых сбросов - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ПДК) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. В соответствии с пп.1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). В части 4 статьи 35 ВК РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ст. 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда вследствие нарушения водного законодательства (зарегистрирована в Минюсте РФ 25.05.2009 № 13989) (далее – Методика). Пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333, предусмотрено, что величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - q' (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Cндс (г/м3). При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение Cндс, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется НДС. Из положений указанных нормативных актов, следует, что сброс в водные объекты сточных вод с очистных сооружений с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду и влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту. При этом негативное воздействие может иметь место не только при превышении НДС в части массы сброса вредных веществ, исчисляемых за квартал, но и при превышении допустимой концентрации вредных веществ (мг/дм3), без превышения норматива допустимой массы сбора. В Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333, подчеркнута обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды, поскольку уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК. Согласно п.п. 20,21 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333, НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты. При расчете НДС для водохозяйственного участка величины НДС устанавливаются с учетом ПДК веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта, то есть способности водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. Величины допустимой концентрации выделены отдельной графой при утверждении нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в р. Басандайка ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи». Как верно установлено судом первой инстанции, разрешением от 08.11.2012 № 0021-12 в качестве условия водопользования установлено, что максимальное содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также показатели свойств сточных вод не должны превышать НДС. Согласно нормативам допустимого сброса веществ и микроорганизмов в р. Басандайка ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» установлены лимиты по взвешенным веществам, иону аммония, фосфатам, БПК, железу общему, фенолам. При сравнении результатов измерений качества сточных вод, сбрасываемых в р. Басандайка, с утвержденными НДС установлено, что при сбросе сточных вод в период 1, 2, 3 кварталов 2013 года ответчик допустил превышения установленных нормативов по железу, нитратам, фенолам, взвешенным веществам, сухому остатку, хлоридам, фосфатам, аммоний-иону, БПК, в результате чего поверхностному водному объекту р. Басандайка причинен вред. Доказательства недостоверности результатов указанных измерений, ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не представлены. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, произведено истцом с применением формулы №11 и 12, приведенной в п.11 Методики №87. Средняя фактическая концентрация определена по периодам сброса. Ни в суде первой ни в апелляционной инстанции ответчик не представил ни контррасчет, подтверждающий вред в меньшем размере. Поскольку факт нарушения ответчиком требований водного законодательства Российской Федерации вследствие сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ подтверждается материалами дела, в том числе протоколами результатов анализа проб воды от 02.07.2013 №356, от 01.10.2013 N 689, то суд первой инстанций пришел к правильному выводу о доказанности факта причинения ущерба водному объекту Таким образом, требования истца о взыскании 394 268,50 рублей. ущерба, причиненного водному объекту, правомерно удовлетворены. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого определения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя жалобы. Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 06 июня 2014 года по делу № А67-1966/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Председательствующий Е. И. Захарчук Е. И. Захарчук Судьи И.И. Терехина О.Б. Нагишева Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А45-9653/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|