Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А03-15206/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                        Дело № А03-15206/2013

15.09.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего        Павлюк Т. В.

судей:                                       Кривошеиной С.В.

                                                  Ходыревой Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещен);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Алтайское Туристическое Бюро»

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 по делу № А03-15206/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алтайское Туристическое Бюро» (ИНН 2224132381, ОГРН 1092224001803) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (ИНН 2208012087, ОГРН 1042201774020) об оспаривании постановления №18-137 от 28.08.2013,

УСТАНОВИЛ:

  

Общество с ограниченной ответственностью «Алтайское Туристическое Бюро» (далее – заявитель, общество, ООО «АТБ») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее – административный орган, Инспекция, МИФНС России № 11 по Алтайскому краю) о признании незаконным и отмене постановления № 18-137 от 28.08.2013 о привлечении общества к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 (резолютивная часть решения объявлена 23.06.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с внесенным решением, ООО «АТБ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела, податель жалобы считает, что общество не выполняет функции платежного агента по договору, в рамках которого общество приняло на себя более широкий круг обязанностей, а не только прием денежных средств с целью передачи их обществу с ограниченной ответственностью «К-Тревел» (далее – ООО «К-Тревел»). Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.

Инспекция в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 19.08.2013 Инспекцией в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) и на основании поручения № 3/02 от 19.08.2013 проведена проверка ООО «АТБ» его офисе, расположенном по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.135.

По результатам проверки установлено, что общество на основании части 5 статьи 2 Закона № 103-ФЗ и субагентского договора № 3 от 28.03.2012 является платежным Субагентом по приему платежей физических лиц по поручению Агента (ООО «К-трэвел») и за вознаграждение, по перепоручению последнего, посредством совершения юридических действий по заключению договоров по реализации туристического продукта или отдельных туристических услуг от имени туроператора, заключившего договор с Агентом путем продажи туристического продукта физическим лицам принадлежащего оператору и за счет туроператора.

Согласно пункту 1.1 субагентского договора № 3 от 28.03.2012 (далее –договор) предметом договора является совершение ООО «Алтайское Туристическое Бюро» (Субагент), по поручению Агента ООО «К-трэвел» (Агент), от своего имени и в интересах Агента сделки по реализации туристического продукта или отдельных туристических услуг (далее по тексту – туры). При реализации турпродукта, сформированного ООО «К-трэвел», условия настоящего договора действует с учетом того, что Агент становится Туроператором, Субагент – Агентом.

Пунктами 3.6 и 3.6.1 договора предусмотрено, что расчет за проданный туристический продукт Агента производится Субагентом наличными денежными средствами в кассу Агента или перечислением на его расчетный счет. При этом за выполнение обязательств по настоящему договору Субагент получает от Агентов вознаграждение в размере 10 % (пункт 3.2) от суммы стоимости реализованного турпродукта.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Субагент обязуется от своего имени и за свой счет осуществлять следующие действия: реализацию туров при условии обязательного предварительного бронирования; оформлять и обеспечивать клиентов полным комплектом необходимых документов (тур. путевка, ваучер, договор, памятка туриста) и другие действия.

Указанный договор действует до 31.12.2012 и автоматически пролонгируется на каждый следующий календарный год на прежних условиях, если за 1 месяц до истечения срока его действия ни одна из сторон не изъявит желания расторгнуть его или изменить (пункт 6.2 Договора).

Договор является действующим, доказательств, подтверждающих его расторжение, в материалы дела не представлено.

В ходе проверки установлено, что 13.07.2013 ООО «Алтайское Туристическое Бюро» во исполнение субагентского договора № 3 от 28.03.2012 в счет оплаты за приобретенный тур (поездка в Горный Алтай, туркомплекс «Берель» с 14.07.2013 по 19.07.2013) приняло платеж от физического лица Грабовой Л.В. (далее по тексту –физическое лицо, турист) в сумме 11 650 руб. Прием платежа обществом оформлен кассовым чеком, отпечатанным на контрольно-кассовой технике – (ККТ) ЭКР-2102 К (зав.№ 1519608) и приходным кассовым ордером, которые были выданы клиенту.

Общество не сдало в кредитную организацию полученные от пассажиров, плательщиков, при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет по причине его отсутствия.

Полученную выручку от продажи турпродукта в соответствии с пунктами 3.6, 3.6.1 договора общество внесло на свой расчетный счет № 40702810954000000164 открытый 26.03.2009 в ОАО АКБ «РОСБАНК», который не является специальным банковским счетом для последующего перечисления на расчетные счета ООО «К-трэвел».

Факт оплаты 13.07.2013 покупателем - физическим лицом тура, получение и оформление главным бухгалтером указанной платы в размере 11650 руб. подтвержден менеджером общества Улитиной Н.А. в ее объяснениях.

Также факт отсутствия у общества специального банковского счета и занесения на обычный расчетный счет денежных средств, получаемых от туристов от продажи турпродукта, в частности полученных 13.07.2013 денежных средств в сумме 11650 руб., подтвержден в объяснениях главным бухгалтером общества Савостьяновой Н.Д.4

Инспекция, усмотрев в действиях ООО «АТБ» нарушение частей 14, 15 статьи 4, части 4 статьи 8 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ оформила в отношении общества акт № СБС/001 от 19.08.2013 и 21.08.2013 в отношении предприятия в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении №18-137 по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Постановлением от 28.08.2013 № 18-137 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением ООО «АТБ» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО «АТБ» за вознаграждение реализует в адрес покупателя туристический продукт на условиях, изложенных в договоре без использования специального банковского счёта.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 15.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей:

- по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета),

- по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Субъектами данного административного правонарушения являются платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом № 103-ФЗ, а также банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе».

В силу части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (часть 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ).

Из совокупности положений Закона № 103-ФЗ следует, что действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.

Учитывая изложенное принятые платежным агентом (субагентом) от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с их специальных банковских счетов на специальный банковский счет поставщика.

Согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет № 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика». Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А27-1736/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также