Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А27-6368/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                            Дело № А27-6368/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Горецкой с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - без участия (извещен),

от заинтересованного лица - без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Плегунова Игоря Алекперовича

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 июля 2014 г. по делу № А27-6368/2014 (судья Е.В. Исаенко)

по заявлению индивидуального предпринимателя Плегунова Игоря Алекперовича (ОГРИП 3104221705600079, ИНН 422800035546, Кемеровская область, г. Новокузнецк)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (ОГРН 1114217002833, ИНН 4217424242, Кемеровская область, 654066, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 35)

о признании незаконным решения № 610 от 18.12.2013,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Плегунов Игорь Алекперович (далее – заявитель, налогоплательщик, предприниматель, ИП Плегунов И.А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 4 по Кемеровской области) о признании незаконным решения № 610 от 18.12.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 16.07.2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что: -  налоговым органом допущены процессуальные нарушения при рассмотрении материалов проверки, поскольку заявитель не был надлежащим образом уведомлен; - заявителю не предоставлены права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки; - налоговый орган обязан прекратить камеральную налоговую проверку уточненной декларации и начать новую проверку на основе следующей уточненной декларации.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению инспекции, решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области проведена камеральная налоговая проверка декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной предпринимателем 10.06.2013.

По результатам указанной проверки составлен акт № 3037 с указанием на выявленные нарушения налогового законодательства.

18.12.2013 на основании данного акта и иных материалов налоговой проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области Л.С.  Трошиной принято решение № 610 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), на основании пункта 1 статьей 109 НК РФ.

Указанным решением ИП Плегунову И.А. предложено уплатить земельный налог в сумме 488885 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, общество в порядке статьи 139 НК РФ обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от № 147 от 25.03.2014 решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области № 610 от 18.12.2013 оставлено без изменения и утверждено апелляционная жалоба ИП Плегунову И.А. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области № 610 от 18.12.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что в 2010 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008 была установлена в размере 27192283 руб., 42:30:0203030:63 – 10654453 руб., 42:30:0203030:64 – 86064103 руб., данная кадастровая стоимость правомерно учтена инспекцией при исчислении земельного налога. При этом суд указал, что действие судебного акта об установлении кадастровой стоимости не распространяется на правоотношения, предшествующие его вступлению в законную силу. Кроме того суд посчитал, что налогоплательщику предоставили права на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 ЗК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10).

В данном случае, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520 «О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, применяемые с 01.01.2009.

Указанный нормативный акт опубликован в издании «Кузбасс» 04.12.2008 № 223, размещен в сети «Интернет», доведен до неопределенного круга лиц. Указанное постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим, в связи с чем определение размера земельного налога производится исходя из утвержденной в постановлении государственной кадастровой оценки земель.

В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По смыслу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку до утверждения кадастровой стоимости равной рыночной кадастровая стоимость земельного участка была установлена действующим нормативным правовым актом Администрации Кемеровской области.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 10761/11).

Из анализа приведенных норм права в совокупности с разъяснениями ВАС РФ следует, что отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее равной рыночной стоимости на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог по новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем по смыслу закона в ситуации уточнения кадастровой стоимости земельного участка путем определения его рыночной стоимости иной момент начала использования новой кадастровой стоимости, равной рыночной, для целей, предусмотренных законодательством, не допускается.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2012 по делу № А27-14614/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:172 установлена равной его рыночной стоимости и составляет 14535000 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:0203030:172 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0203030:0008, 42:30:0203030:63, 42:30:0203030:64, право собственности на него зарегистрировано 05.07.2012.

В 2010 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номерами 42:30:0203030:0008 установлена в размере 27192283 руб., 42:30:0203030:63 – 10654453 руб., 42:30:0203030:64 – 86064103 руб.

За 2010 год налогоплательщик исчислил земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:30:0203030:0008, 42:30:0203030:63, 42:30:0203030:64, определив налоговую базу расчетным путем из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:172, установленной в размере рыночной стоимости решением суда от 18.09.2012, при этом в 2010 году данного земельного участка не существовало.

Таким образом, установленная решением суда по делу № А27-14614/2012 рыночная стоимость земельного участка 42:30:0203030:172 в рассматриваемом случае является основанием для исчисления земельного

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А45-5390/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также