Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А45-10721/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-10721/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года. Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ходыревой Л.Е., судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А. с применением средств аудиозаписи при участии в заседании: от заявителя Одинцов В.Н. по доверенности от 01.09.2014 от ответчика, от должника без участия (извещены) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (судебный пристав-исполнитель Васюкова Светлана Александровна) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июля 2014 года по делу № А45-10721/2014 (судья Полякова В.А.) по заявлению закрытого акционерного общества «ЛОЖОК» к отделу судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (судебный пристав-исполнитель Васюкова Светлана Александровна) должник: администрация муниципального образования Чернореченского сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании незаконными действий, У С Т А Н О В И Л: Закрытое акционерное общество «ЛОЖОК» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «ЛОЖОК») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к отделу судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, судебный пристав-исполнитель Васюкова Светлана Александровна, (далее – судебный пристав-исполнитель) о признании незаконными действий по вынесению постановления от 16.05.2014 года об отказе в возбуждении исполнительного производства. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июля 2014 года требование заявителя удовлетворено. Не согласившись с решением суда, судебный пристав-исполнитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям: - Администрация является муниципальным казенным учреждением, поэтому в резолютивной части решения, на основании которого выдан исполнительный лист, а также в самом исполнительном листе должно быть прямо указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования; - в исполнительном документе отсутствует отметка органа Федерального казначейства о его возврате взыскателю, что также послужило причиной отказа заявителю в возбуждении исполнительного производства; - судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями о взыскании денежных средств с казенных муниципальных учреждений, что является одной из причин отказа заявителю в возбуждении исполнительного производства; - ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения заявления, поэтому не мог предоставить мотивированный отзыв и документы по делу, в соответствии с чем оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось. Подробно доводы судебного пристава изложены в апелляционной жалобе. ЗАО «ЛОЖОК» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу – без удовлетворения. Заинтересованное лицо и должник, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч.1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и должника. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в отношении должника – Администрации муниципального образования Чернореченского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (далее – Администрация, должник) Арбитражным судом Новосибирской области 17.05.2013 г. выдан исполнительный лист, который предъявлен заявителем ко взысканию в Управление Федерального казначейства по Новосибирской области. Письмом от 10.06.2013 г. Управление Федерального казначейства по Новосибирской области возвратило заявителю исполнительный лист и рекомендовало направить его к исполнению в финансовый орган должника. Должник, приняв исполнительный лист, выдал гарантийное письмо от 12.11.2013 г. № 769 с графиком погашения существующей задолженности. Указанный в гарантийном письме график платежей должником не исполнен, в связи с чем заявитель истребовал у него исполнительный лист и обратился в отдел № 7 Управления Федерального казначейства по Новосибирской области. Из Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (отдел № 7) заявителем получено уведомление о возврате исполнительного документа от 17.04.2014 г. с предложением направить исполнительный лист должнику. 14.05.2014 г. заявитель предъявил исполнительный лист к исполнению в отдел судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области. Однако постановлением от 16.05.2014 г. судебный пристав-исполнитель Васюкова Светлана Александровна отказала в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий. Не согласившись с постановлением от 16.05.2014 г., заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа арбитражного суда фактически лишает Общество возможности получить присуждённые ему решением суда денежные средства в порядке принудительного исполнения. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Согласно статье 329 АПК РФ, постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса. В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В силу статьи 5 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ), принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. На основании статьи 2 Федерального закона № 229-ФЗ, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления. По правилу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Федерального закона № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется по правилам статьи 33 Федерального закона № 229-ФЗ. В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 229-ФЗ, если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по её юридическому адресу, местонахождению её имущества или по юридическому адресу её представительства или филиала. Поскольку адрес должника Администрации: Новосибирская область, Искитимский район, посёлок Чернореченский, улица Кооперативная, дом 1, подпадает под юрисдикцию отдела судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа ЗАО «ЛОЖОК» в возбуждении исполнительного производства. В апелляционной жалобе судебный пристав ссылается на основания отказа в возбуждении исполнительного производства, изложенные в п.8 ч. 1 ст. 31 закона №229-ФЗ, вместе с тем, это противоречит содержанию оспариваемого постановления, где заложены иные ссылки на положения закона №229-ФЗ (пп.2 п.1 ст. 31 закона). Более того, в рамках оценки данной позиции апеллянта суд учитывает следующее. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счёт средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трёх месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счёт средств бюджета в течение указанного трёхмесячного срока. С учётом того, что исполнительный лист о взыскании с Администрации денежных средств в пользу ЗАО «ЛОЖОК» предъявлен взыскателем как непосредственно должнику, так и в казначейство, однако так и не исполнен, единственной возможностью для исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения суда, для взыскателя является его принудительное исполнение службой судебных приставов. При этом, указанное право на обращение к судебному приставу не может быть поставлено в зависимость от того, правомерно или нет финансовый орган возвратил исполнительный документ. В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о правомерности обращения ЗАО «ЛОЖОК» в отдел судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области с соответствующим заявлением и отсутствии у судебного пристава-исполнителя правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 229-ФЗ, условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счёт средств казны муниципального образования документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что установленный пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ трёхмесячный срок со дня поступления исполнительного листа в Администрацию истёк 05.10.2013 г, обязанность по исполнению судебного акта не выполнена (иного из дела не следует, должником не опровергнуто). Каких-либо требований о представлении недостающих документов Администрацией Обществу не направлялось. При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что обращение ЗАО «ЛОЖОК» к судебному приставу вызвано неправомерным бездействием Администрации. Конституционный Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А45-11996/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|