Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А03-6644/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А03-6644/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября  2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября  2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:      Кривошеиной С.В.,  Павлюк Т.В.

при ведении протокола судебного заседания    помощником судьи Есиповым А.С.

при участии в заседании: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 июля 2014 года по делу № А03-6644/2014 (судья Синцова В.В.)

по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконными отказов в государственной регистрации договоров аренды, изложенных в сообщениях № 01/216/2013-702; № 01/216/2013-750, № 01/216/2013-712, № 01/216/2013-708, № 01/216/2013-705 от 13.01.2014 г., об обязании зарегистрировать договор аренды № 292 от 08.10.2013, договор аренды № 657 от 05.08.2013, договор аренды № 153/к от 08.10.2013, договор аренды № 417 от 03.09.2013, договор аренды № 771 от 08.10.2013,

третьи лица ООО «БарнаулАльпРемСтрой», г. Барнаул, ООО «Лифтовая компания», г. Барнаул, ООО «Гранд-Ломбард», г. Барнаул, ООО «Южком», г. Барнаул, Алексеева Елена Григорьевна, г. Барнаул,

 

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по алтайскому краю (далее – Управление, ответчик) о признании незаконными отказов в государственной регистрации договоров аренды, изложенных в сообщениях № 01/216/2013-702; № 01/216/2013-750, № 01/216/2013-712, № 01/216/2013-708, № 01/216/2013-705 от 13.01.2014 г., об обязании зарегистрировать договора аренды № 292 от 08.10.2013 г., № 657 от 05.08.2013 г., № 153/к от 08.10.2013 г., № 417 от 03.09.2013 г., № 771 от 08.10.2013 г.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25 июля 2014 года требования заявителя удовлетворены.   

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

- провести государственную регистрацию сделки аренды возможно только при условии проведения кадастровых работ по формированию части недвижимого имущества, передаваемой в аренду;  в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию, установлено отсутствие кадастрового паспорта объекта недвижимости с указанием его части, передаваемой в аренду;  утвержденные приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 г. № 831 и подлежащие применению в настоящее время формы кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, кадастрового паспорта земельного участка, кадастрового паспорта помещения предусматривают возможность отражения в них сведений о частях объектов недвижимости, на которые распространяются ограничения (обременения) права. 

Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Стороны,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда,  в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие заявителя, заинтересованного лица и  третьих лиц.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности находятся объекты недвижимости, расположенные в г. Барнауле по адресам: ул. 50 лет СССР, 4; ул. 50 лет СССР, 59; ул. Горно-Алтайская, 15а, пр- кт Ленина, 128; ул. Белинского, 146.

Согласно договорам аренды № 292 от 08.10.2013 г., № 657 от 05.08.2013 г., № 153/к от 08.10.2013 г., № 417 от 03.09.2013 г., № 771 от 08.10.2013 г., городской округ – город Барнаул Алтайского края (Арендодатель), действующий через уполномоченный орган – Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, передал в аренду нежилые помещения, расположенные в объектах недвижимости по указанным выше адресам организациям и индивидуальным предпринимателям (Арендаторам), а именно: ООО «Гранл-Ломбард», ООО «БарнаулАльпРемСтрой», ООО «Лифтовая компания», Алексеевой Е.Г., ООО «Южком», соответственно.

Имущество предоставлено в аренду сроком на три года. Приложениями к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду. Актами приема-передачи нежилых помещений нежилые помещения фактически переданы от Арендодателя Арендаторам.

26.11.2013 г. Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с целью регистрации следующих договоров:

- договора аренды № 292 от 08.10.2013 г., в отношении части нежилого помещения муниципальной собственности, площадью 106,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. 50 лет СССР, 4;

- договора аренды № 657 от 05.08.2013 г., в отношении части нежилого помещения муниципальной собственности, площадью 17,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. 50 лет СССР, 59;

- договора аренды № 153/к от 08.10.2013 г., в отношении части нежилого помещения муниципальной собственности, площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Горно-Алтайская, 15а,

- договора аренды № 417 от 03.09.2013 г., в отношении части нежилого помещения муниципальной собственности, площадью 9,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, пр- кт Ленина, 128;

- договора аренды № 771 от 08.10.2013 г., в отношении части нежилого помещения муниципальной собственности, площадью 140 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Белинского, 146, с предоставлением необходимой документации.

В ходе проведения правовой экспертизы документов регистрирующим органом было установлено отсутствие в предоставленных пакетах кадастровых паспортов объектов недвижимости с указанием их частей, передаваемых в аренду, в связи с чем, государственная регистрация договоров приостановлена до 13.01.2014 г. для устранения обстоятельств, препятствующих ее проведению.

В установленный срок запрашиваемые кадастровые паспорта Комитетом предоставлены не были, 13.01.2014 г. Управление направило в Комитет сообщения об отказе в государственной регистрации указанных выше договоров. В качестве основания для отказов Управлением указано, что заявителем не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации, а именно кадастровые паспорта объекта недвижимости с указанием его части, передаваемой в аренду.

Полагая, что отказы в государственной регистрации не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности отказа регистрирующего органа, поскольку заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, а ответчиком не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствовавших государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов не-движимого имущества на момент совершения сделки.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации доку-менты, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В силу статьи 26 Закона о государственной регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

При этом в силу пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно частью 4 статьи 14 Федерального закона № 221-ФЗ представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25- 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Вместе с тем, из правовой природы отношений по поводу передачи объектов недвижимости в аренду следует, что такая передача части нежилого помещения не ведет к изменению уникальных характеристик объекта в целом, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости, арендуемая часть нежилых помещений не является выделенной, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности требования ответчика о предоставлении кадастрового паспорта на арендуемую необособленную части помещения (арендуемой площади).

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды» указано, что разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части земельного участка, здания, сооружения или помещения, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона № 122-ФЗ представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Если

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А67-441/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также