Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А03-7844/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                          Дело № А03-7844/2014

24.10.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей:                                Кривошеиной С. В.

                                           Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.

при участии:

от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (07АП-9390/14)

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.08.2014

по делу № А03-7844/2014 (Судья О.В. Трибуналова)

по заявлению Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Алтайскому краю и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю,

о признании незаконными и отмене отказов от 11.04.2014 и обязании провести государственную регистрацию прав оперативного управления,

У С Т А Н О В И Л:

  Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Росреестр) о признании незаконными и отмене: отказа в проведении государственной регистрации права оперативного управления на 201/890 доли в праве на здание конторы, расположенное по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, 2а, литер А, изложенный в письме от 11.04.2014 № 01/095/2013/766; отказа в проведении государственной регистрации права оперативного управления на 35/69 доли в праве на сооружение гараж, расположенный по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, 2а, литер Б, изложенный в письме от 11.04.2014 № 01-095/2013-767; и обязании провести государственную регистрацию права оперативного управления на указанные доли зданий конторы и гаража.

  Заявленные требования мотивированы незаконностью отказов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку регистрирующему органу были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, содержащие сведения (в том числе с указанием доли в праве общей долевой собственности), подлежащие внесению в Единый государственный реестр прав. Управление полагает, что представленные на государственную регистрацию документы не противоречат предъявленным к ним требованиям, что в силу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон о госрегистрации) является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

  Определениями суда к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Алтайскому краю (далее – Инспекция), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Следственный комитет) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – ТУ Росимущество).

  Решением суда от 20.08.2014 (резолютивная часть объявлена 13.08.2014) заявленные требования удовлетворены.

  Не согласившись с решением суда, Росреестр в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявителю было правомерно, в соответствии с абз.2 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, отказано в государственной регистрации права оперативного управления на названные объекты,  представленное Управлением на регистрацию в качестве правоустанавливающего документа Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от 08.11.2013 № 760 не соответствует нормам действующего законодательства, содержит противоречивые сведения в части описания объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления.                                                                        

  Более подробно доводы непосредственно в апелляционной жалобе.

  Управление в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  Инспекция, Следственный комитет отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.

  В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

  Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Управления, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

  Как следует из материалов дела, территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае распоряжением от 08.11.2013 № 760 прекращено право оперативного управления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Алтайскому краю на федеральное имущество: 1) нежилые помещения в здании, литер А, общей площадью 140,7 кв. м (в том числе помещения 2 этажа №№ 2, 3, 4, 6, 7, мест общего пользования 41,6 кв. м), что составляет 201/890 доли в праве общей долевой собственности (623 кв.м); 2) нежилые помещения в сооружении гараж, литер Б, общей площадью 49 кв. м, что составляет 35/69 доли в праве общей долевой собственности (96,6 кв. м).

  Согласно пункту 2 распоряжения от 08.11.2013 № 760 вышеуказанное федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.

  Во исполнение указанного Распоряжения Управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю и Межрайонной ИФНС № 8 по Алтайскому краю составлены акты от 20.11.2013 приема передачи недвижимого имущества, а также технической документации.

  18.02.2014 Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в лице Переверзева В.Ю., действующего от имени Управления по доверенности от 17.01.2014 № 13 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (регистрирующий орган) с заявлениями № 01/095/2014-766, № 01/095/2014-767) о государственной регистрации права оперативного управления на спорное недвижимое имущество: на нежилые помещения в здании литер А, общей площадью 140,7 кв. м (в том числе помещения 2 этажа №№ 2, 3, 4, 6, 7, места общего пользования 41,6 кв. м), нежилые помещения в сооружении гараж, литер Б, общей площадью 49 кв. м, что составляет 35/69 доли в праве общей долевой собственности 96,6 кв. м).

  Управлением с заявлением о регистрации права были представлены следующие документы: заявление о регистрации права; распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае(с приложением) от 08.11.2013 № 760; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 20.12.2004 серия 22 № 002276017; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 20.12.2004 серия 22 № 002572880; приказ (с приложением) от 02.10.2013 № 338; приказ ФССП России от 16.12.2011 № 1708-лс; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.01.2014.

  Росреестр на основании абзаца 2 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ, Закон о регистрации)  уведомлением от 11.04.2014 № 01/095/2013-766 сообщил Управлению об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на 201/890 доли в праве на здание конторы, расположенное по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, д. 2а, литер А; уведомлением от 11.04.2014 № 01/095/213-767 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на 35/69 доли в праве на сооружение гараж, расположенное по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, д. 2а, литер Б.

  В обоснование отказов Росреестром указано на то, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от 08.11.2013 № 760 содержит противоречивые сведения в части описания объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления.  Регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации права, также указал на отсутствие сведений, содержащихся в ГКН: помещения, указанные в приложении к Распоряжению, на кадастровом учете не стоят, кадастровые паспорта отсутствуют, в связи с чем регистрирующим органом указано на необходимость приведения правоустанавливающего документа в соответствие с нормами действующего законодательства и постановки на кадастровый учет помещения, предоставляемые с вышеназванным Распоряжением.

  Считая указанные отказы Росреестра незаконными, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

  Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росреестром в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение законности оспариваемых отказов.

 Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда, при этом исходит из следующего.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

  Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

  В рассматриваемой ситуации основанием для обращения в суд с заявленными требованиями послужил отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края в государственной регистрации права оперативного управления на 201/890 доли в праве на здание конторы, расположенное по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, 2а, литер А и на 35/69 доли в праве на сооружение гараж, расположенный по адресу: Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Калинина, 2а, литер Б.

  В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона № 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

  Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2 Закона № 122-ФЗ).

  Согласно статьям 130, 131 ГК РФ и абзацу 3 статьи 1, статье 4 Закона № 122-ФЗ, государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

  Пункт 1 статьи 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит помимо прочего и право оперативного управления.

  Как следует из содержания статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А27-17292/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также