Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А27-8139/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                               Дело № А27-8139/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: Овсянникова Н.А. по доверенности от 27.10.2014;

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

Алексанова Анатолия Викторовича

на решение   Арбитражного суда  Кемеровской  области от 02.09.2014

по делу № А27-8139/2014 (судья Мраморная  Т.А.)

по заявлению Алексанова Анатолия Викторовича, г.Новокузнецк

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области, г.Новокузнецк

о признании незаконным решения от 04.02.2014, о возврате государственной пошлины

У С Т А Н О В И Л:

Алексанов Анатолий Викторович, г.Новокузнецк (далее – Алексанов А.В., заявитель, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (далее – налоговый орган, Инспекция) от 04.02.2014, о возврате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.

Решением Арбитражного суда  Кемеровской области от 02.09.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Алексанов А.В. обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять по делу  новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая, что платеж, совершенный им, поступил в федеральный бюджет, основания для отказа в регистрации общества с ограниченной ответственностью «ЮСТАС» отсутствовали; налоговый орган, отказав в регистрации общества с ограниченной ответственностью «ЮСТАС» неправомерно не вернул уплаченную при этом государственную пошлину.

Налоговым органом в материалы дела  представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Позиция, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу, поддержана представителем налогового органа в судебном заседании.

Апеллянт в судебное заседание не явился, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие апеллянта.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Алексанов А.В. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Юстас».

Решением от 04.02.2014 налоговым органом заявителю было отказано в государственной регистрации юридического лица по причине неверного указания в квитанции об оплате государственной пошлины реквизитов оплаты: указан получатель – Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новокузнецка, ИНН данного получателя, при том, что за совершением регистрационных действий Алексанов обратился в Инспекцию.

Не согласившись с решением налогового органа, Алексанов А.В. обратился в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о наличии у налогового органа оснований для отказа в  государственной регистрации ООО «Юстас»,  обоснованности оспариваемого решения Инспекции, отсутствии  у налогового органа оснований для возврата уплаченной Алексановым А.В. государственной пошлины.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Глава 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ или Закон о регистрации) регламентирует порядок государственной регистрации юридических лиц при создании.

Так, статья 12 названного Закона определяет перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического.

В соответствии с названной нормой права при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; д) документ об уплате государственной пошлины.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями пунктов 1.1., 1.3., 4 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица - учредитель или учредители юридического лица при его создании. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться, в том числе следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Закон исходит из принципа достоверности сведений, включенных в реестр, носящих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона о регистрации, статьи 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Основания для отказа в регистрации приведены в статье 23 Закона о регистрации.

Так, в соответствии с пунктом 1 названной статьи Закона отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае: а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (а), несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов (к).

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и(или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются, в частности, плательщиками в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. При этом факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

В связи с изложенным, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, то данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Доказательств иного апеллянтом в порядке статьи 65 АПК РФ в обоснование заявленных доводов не представлено.

Не оспаривая указанное обстоятельство, апеллянт ссылается на то, что налоговый орган, указанный в платежном документе является администратором указанного платежа, платеж зачислен в доход федерального бюджета и значит не имелось оснований для отказа в совершении регистрационных действий по регистрации  вновь созданного  юридического лица.

Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие денежных средств в федеральном бюджете как основание для принятия оспариваемого решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица, налоговым органом и не указывалось. В рассматриваемом случае основанием для принятия оспариваемого решения Инспекции послужило отсутствие платежного документа подтверждающего  надлежащую уплату государственной пошлины, т.к. в платежном документе,  приложенном к соответствующему заявлению Алексанова А.В.  были указаны неверные платежные реквизиты получателя платежа, что означает, что в нарушение пункта 3  статьи 333.18 НК РФ платеж совершен  не по месту совершения юридически значимого действия.

Пунктом 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 того же Закона) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 23 Закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А45-9213/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также