Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А45-13047/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-13047/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещено);

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Звезда»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 сентября  2014 года

по делу № А45-13047/2014 (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Звезда»,

г.Новосибирск (ИНН 5407271116)

к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел по г.Новосибирску

о признании незаконным постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» (далее - заявитель, общество, ООО «Звезда», общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел по г.Новосибирску (далее – административный орган, отдел, отдел ГИБДД УМВД России по г.Новосибирску) о признании незаконным постановления отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. Новосибирску от 24.06.2014 54 ЮП № 002731.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области  от 15.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и подлежащим отмене оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 100000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворив требования заявителя об отмене постановления в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на следующее:

- водитель транспортного средства в качестве свидетеля не привлекался и показания как свидетель не давал, соответственно его объяснения не могут являться допустимыми доказательствами по делу;

- весы CAS RW 15-2-2 не являются надлежащим средством измерения;

- в ходе проверки определялась масса автомобиля с жидким грузом, центр массы которого может изменяться во время передвижения при взвешивании, взвешивание его произведено на устройстве, не предназначенном для этих целей;

 - полная масса транспортного средства не превышает установленное ограничение для 5-осного транспортного средства.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, представленных 23.10.2014.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу  в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции,  06.05.2014 в 14-30 на автомобильной дороге 163 км. Алтай-Кузбасс ООО «Звезда» осуществило перевозку автопоездом в составе седельного тягача ДАФ, рег. номер С 596 АО 154 с полуприцепом ГОФА рег. номер НО 2101 54 под управлением водителя Краснова И.В. тяжеловесного груза без специального разрешения, специального пропуска, с превышением предельно допустимой нагрузки на ось, где наиболее нагруженная 3 ось- 8,34 тонны, вместо 7,5 тонн.

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении ООО «Звезда» протокола об административном правонарушении от 18.06.2014 54 ЮП № 003869 и вынесения 24.06.2014 постановления о назначении административного наказания 54 ЮП № 002731, которым ООО «Звезда» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью  1 статьи  12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением об его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и об отсутствии процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности. При этом суд посчитал возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 100 000 руб.

Седьмой арбитражный апелляционный суд,  рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, не может согласиться с правильностью выводов суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, при этом  исходит из  следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, перевозки тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Правила перевозок грузов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее – Правила перевозки грузов), приняты в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 № 258 (далее - Порядок № 258).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы согласно образцу Приложения № 2 к названному Порядку.

Порядок выдачи указанных разрешений, а также порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 и зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146 (действовавшей до 30.06.2014,  т.е. в рассматриваемый период) (далее - Инструкция). При этом тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 (пункт 1.2 Инструкции).

Согласно пункту 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции, по форме, приведенной в Приложении 2.

В силу пункта 1.5 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.

Пунктом 2.7 Инструкции определено, что в зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.

Таким образом, сферой правового регулирования Инструкции являются отношения между субъектами, возникающие в связи с использованием дорог, в том числе в случае нанесения ущерба таким дорогам перемещением по ним тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Исходя из содержания Инструкции, она регулирует порядок выдачи специальных разрешений, определяет требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и состоянию груза. Таким образом, Инструкция является специальным актом по отношению к пункту 23.5 ПДД РФ, с учетом требований которой возможно установить состав правонарушения, определенного статьей 12.21.1 КоАП РФ, напрямую отсылающей к положениям Инструкции в части специального разрешения.

Пунктом 23.5 ПДД РФ установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Такие специальные правила в отношении перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и установлены Правилами перевозок и Инструкцией, в связи с чем при превышении названных допустимых нагрузок перевозка грузов, в том числе на ось, может осуществляться только на основании специального разрешения.

Учитывая изложенное, перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения, наличие которого в соответствии с Инструкцией является обязательным, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что у ООО «Звезда» в момент остановки транспортного средства не имелось специального разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза.

Из материалов дела следует, что транспортное средство является пятиосным, перевозился жидкий груз (масло подсолнечное).

В акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.05.2014 содержится информация о том, что взвешивание осуществлялось на весовом оборудовании CAS RW-15-2-2, № 080532954, свидетельство о поверке № 009777, дата поверки 19.11.2013, действительно до 19.11.2014.

Апелляционная инстанция принимает во внимание представленное ООО «Звезда»  заключение организации ФГУП «СНИИМ», утвердившей методику поверки указанных весов.

Как следует из ответа заместителя директора ФГУП «СНИИМ» Ефграфова В.И., данного на запрос ООО «Звезда» о возможности определения осевых нагрузок 5-тиосного транспортного средства с жидким грузом на весах марки RW-15-2P, они не предназначены для определения нагрузки на ось при статическом взвешивании автомобиля с жидким грузом

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А27-12312/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также