Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А27-3908/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                 Дело № А27-3908/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен  10 ноября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Журавлевой В.А.

судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.

с участием в заседании: Машко А.Н., свидетельство от 08.06.2009 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Машко Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 25 августа 2014 по делу № А27-3908/2014 (судья Ходякова О. С.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Машко Александра Николаевича (ОГРНИП 304425034300021, ИНН 420300177235)  к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451, 650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5)

о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Машко Александр Николаевич  (далее – заявитель, ИП Машко А.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент), выразившегося в не установлении объёма действительного наличия леса на лесных участках: кварталы №14-16;23-25; 32, 33 урочища «Барзасское», а также кварталы № 1-3 урочища «Успенское», об обязании установить объем леса на указанных лесных участках.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области  от 25 августа 2014 по делу №А27-3908/2014 требование индивидуального предпринимателя Машко Александра Николаевича оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, Департамент не доказал отсутствие у него  обязанности по проведению таксации лесных угодий на выделенных лесных участках, а также какое наличие действительного леса на арендуемых землях находится на момент рассмотрения спора, указанное бездействие Департамента препятствует заключению ИП Машко А.Н. договора аренды. В части нарушений норм процессуального права предприниматель указывает на необоснованное отложение судом судебного разбирательства по собственной инициативе без обоснования причин.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании апеллянт доводы жалобы поддержал.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу  Департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, предприниматель признан победителем аукциона, проведенного 24.07.2012, на право заключения договора аренды лесного участка площадью 4698,7 га, имеющего местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, Кемеровское лесничество, урочище Успенское -1, кварталы № 1,2,3, урочище Барзасское, кварталы № 14-16,23-25, 32,33 (кроме выделов 3,5,7).

Полагая, что для заключения договора необходимо установить объем действительного наличия леса на лесных участках, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 67, 69.1, 74, 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), с учетом Лесохозяйственного регламента Кемеровского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 15.01.2009 № 22 (в редакции приказа от 30.01.2014 № 01-06/130), Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191, пришел к выводу о том, что заявленное предпринимателем требование направлено на изменение условий аукциона.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом руководствуется следующим.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Объектом аренды в спорном правоотношении является лесной участок, понятие которого содержится в статье 7 ЛК РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Статьей 67 ЛК РФ установлена обязательность проведения лесоустройства на землях лесного фонда, которое согласно статье 68 Кодекса включает, в том числе, проектирование лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков.

Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Кодекса.

Для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов согласно статье 69.1 ЛК РФ проводится таксация лесов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Таким образом, качественные характеристики лесного участка как объекта аренды, определяемые при его проектировании, не тождественны качественным характеристикам лесных ресурсов, определяемых при таксации лесов.

По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.

В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (пункт 31 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).

Таким образом, выводы суда о необходимости соответствия  проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту и договору аренды лесного участка, который, в свою очередь, должен соответствовать лесохозяйственному регламенту, являются правильными.

В соответствии  с Правилами заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (пункт 19 Правил).

В настоящее время действует приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191 «Об утверждении порядка исчисления расчетной лесосеки».

Согласно пунктам 2, 3, 5, 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191 расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.

Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 15 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04.04.2012 № 126 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов) внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:

- изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований;

- изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений;

- иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 Состава лесохозяйственных регламентов.

Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (пункт 9 Состава лесохозяйственных регламентов).

С учетом изложенного, договор аренды лесного участка должен соответствовать лесохозяйственному регламенту в период действия договора, в материалах лесоустройства должны быть отражаются количественные и качественные характеристики переданных в аренду лесных участков. Изменение объемов лесопользования на лесном участке возможно лишь в случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент, что осуществляется в установленном законодательством порядке.

 Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Частью 2 названной статьи установлено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А45-1597/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также