Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А45-12143/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                            Дело № А45-12143/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября  2014 года

Полный текст постановления изготовлен  25 ноября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Журавлевой В.А.

судей Бородулиной И.И., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.

с участием Петрищенко И.С., доверенность от 20.12.2013 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 01 сентября 2014 года по делу № А45-12143/2014 (судья И.А. Рубекина)

по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640, 125047, г. Москва, пл. Миусская, д. 3, стр. 4; 630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 52)

к обществу с ограниченной ответственностью «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР» (ОГРН 1065403047049, ИНН 5403184494, 630119, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 79)

об аннулировании лицензии,

УСТАНОВИЛ:

 

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - заявитель, Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области  с требованием об аннулировании лицензии серии А 604898 регистрационный №54ПСН0001392 от 30.11.2012, выданной обществу с ограниченной ответственностью «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР» Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка) (далее – заинтересованное лицо,  ООО «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР», Общество).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.09.2014 по делу №А45-12143/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением, Росалкогольрегулирование обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на систематическое нарушение Обществом законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукцией, аннулирование лицензии в рассматриваемом случае отвечает требованиям законодательства Российской Федерации и имеет своей целью защиту прав потребителей.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель апеллянта доводы жалобы поддержал.

Представители Общества в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившейся стороны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно материалам дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной с 18.03.2014 по 04.04.2014 в отношении ООО «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР», на предмет соблюдения Обществом обязательных условий и требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  составлен акт от 04.04.2014 №6-03-17/66 о выявленных фактах, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Факт нарушения установленного порядка фиксации сведений в ЕГАИС в части несоблюдения сроков фиксации сведений о производстве и обороте алкогольной продукции установлен при рассмотрении материалов административного дела, по результатам рассмотрения которого постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 25.02.2014 №6-01-11/09-20/26 ООО «СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР» привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.

Постановлением от 25.02.2014 №6-01-11/09-20/26 вступило в законную силу,  Обществом добровольно уплачен штраф в установленном размере.

Ссылаясь на указанные нарушения, Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований об аннулировании лицензии, суд, учитывая положения Федерального закона № 171-ФЗ, пришел к выводу о том, что такая мера государственного реагирования как аннулирование лицензии в данном случае несоразмерна тяжести совершенного Обществом нарушения.

При рассмотрении спора судом первой инстанции правильно применены положения Федерального закона №171-ФЗ, Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 (далее - Правила функционирования ЕГАИС), Приказа  Росалкогольрегулирования от 14.06.2014 № 150 «О реализации постановления Правительства Российский Федерации от 9 марта 2010 года № 136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее – Приказ №150).

В силу правил статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, деятельность по  производству, хранению и поставке произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции  подлежит лицензированию.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Аннулирование лицензии является одной из мер государственного принуждения, применяемых к лицензиату в случае совершения им определенного нарушения лицензионных условий и (или) требований.

Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П и от 30.07.2001 № 13-П, определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08 аннулирование лицензии должно отвечать требованию справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц. Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. Указанное означает, что и в случае установления формальных признаков нарушения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемой деятельности суд не обязан аннулировать лицензию.

Основным условием рассмотрения вопроса о возможности аннулирования лицензии является установление в деяниях лицензиата юридического состава нарушения лицензионных требований и условий, которые в силу закона рассматриваются как фактическое основание для аннулирования лицензии.

Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию серии А 604898 регистрационный № 54ПСН0001392 от 30.11.2012 на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка).

Служба в ходе проверки установила  несвоевременное представление заявок о фиксации в ЕГАИС информации, передаваемой автоматической системой измерения и учета (далее по тексту АСИиУ) от 1 до 2 дней (акт проверки № 6-03-17/66 от 04.04.2014, таблица № 5 стр.55 - 56) ,чем нарушен пункт 3.2 Приложения № 4 к Приказу № 150  «О реализации постановления Правительства Российский Федерации от 9 марта 2010 года № 136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее - приказ Росалкогольрегулирования № 150;  несвоевременное отражение заявителем возврата продукции при невыезде транспортного средства в день фиксации информации в ЕГАИС о поставке продукции, чем нарушен пункт 1.2 приложения № 4 к приказу Росалкогольрегулирования № 150;  несвоевременную фиксацию информации о выпущенном в оборот товаре в ЕГАИС,  и пришла к выводу о наличии основания для аннулирования лицензии Общества.

В обоснование своей позиции о  наличии оснований для аннулирования лицензии Росалкогольрегулирование в суде первой инстанции указывает на осуществление Обществом  оборота (поставка, хранение) алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, что поддержано и в апелляционной жалобе.

В пункте 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ приведены юридические составы нарушений лицензионных требований и условий, установление одного из которых достаточно для рассмотрения по существу вопроса об аннулировании лицензии, в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (абзац семнадцать пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Для вменения данного основания аннулирования лицензии необходимо установить признаки его юридического состава.

Правовые основы фиксации информации о произведенной и вводимой в оборот в Российской Федерации алкогольной продукции установлены в статье 8 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которой в том числе, организации, осуществляющие ввоз (импорт) в Российскую Федерацию алкогольной продукции, должны обеспечить ее фиксацию в ЕГАИС. В случае реализации алкогольной продукции без фиксации и передачи информации о ней в ЕГАИС такая алкогольная продукция подлежит изъятию как находящаяся в незаконном обороте (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ.

Таким образом, оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, тождественен понятию незаконного оборота алкогольной продукции.

Юридический состав данного нарушения как основания аннулирования лицензии, является материальным и предполагает обнаружение алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что несвоевременное представление Обществом заявок о фиксации в ЕГАИС информации, передаваемой автоматической системой измерения и учета (далее - АСИиУ) от 1 до 2 дней (акт проверки № 6-03-17/66 от 04.04.2014, таблица №5) имело срочный характер и не повлекло недостоверности в зафиксированной в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции, поскольку производство алкогольной продукции у Общества согласно технологии ее изготовления осуществляется круглосуточно, рабочий день для управленческого персонала, в том числе работников, ответственных за внесение сведений в ЕГАИС, установлен в обычном режиме рабочего дня с 09 часов до 18 часов, что   повлекло внесение сведений в ЕГАИС об отгрузке продукции за пределами 18 часов на следующий день в рабочее время ответственного работника; Обществом приняты меры по недопущению несвоевременного представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации, передаваемой АСИиУ посредством издания приказа № 19/03, которым установлена сменная работа сотрудников, занятых при отгрузке продукции, в том числе и выполняющих обязанности оператора ЕГАИС для исключения указанных нарушений, чем устранены подобные нарушения фиксации сведений; кроме этого, указанное нарушение не повлекло незаконный оборот алкогольной продукции.

Обществу также вменяется несвоевременное отражение заявителем возврата продукции при невыезде транспортного средства в день фиксации информации в ЕГАИС о поставке продукции (акт проверки № 6-03-17/66 от 04.04.2014, таблица № 7 стр.59).

В соответствии с пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или)

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А27-11094/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также