Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А27-8510/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, 24, г.Томск, 634050. П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Томск Дело № А27-8510/2014 Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2014 года. Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2014 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сухотиной В.М. судей: Кайгородовой М.Ю., Ярцева Д.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н. при участии: без участия рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Салек» (№07АП-9661/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 августа 2014 года по делу №А27-8510/2014 (судья Андуганова О.С.) по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) к закрытому акционерному обществу «Салек», г. Киселевск (ОГРН 1024201881857, ИНН 5407207093) о взыскании 3 611 441 руб. ущерба, причиненного водным объектам, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к закрытому акционерному обществу «Салек» (далее – ЗАО «Салек», ответчик) о взыскании в бюджет муниципального района Кемеровской области «город Киселевск» 3 622 645 руб. ущерба, причиненного водным объектам - реке Кыргай, ручью Вольному и реке Талда. До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об изменении суммы ущерба, заявленного ко взысканию с ответчика в связи с перерасчетом, согласному которому истец просит взыскать с ответчика в бюджет муниципального района Кемеровской области «город Киселевск» сумму ущерба, причиненного водным объектам - реке Кыргай, ручью Вольный, реке Талда в размере 3 611 441 руб. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15 августа 2014 года по делу №А27-8510/2014 исковые требования удовлетворены частично, с ЗАО «Салек» в бюджет муниципального района Кемеровской области «Город Киселевск» взыскано 3 290 473 руб. ущерба, причиненного водным объектам - реке Кыргай, ручью Вольный и реке Талда. В остальной части в иске отказано. Не согласившись с принятым по делу решением, ЗАО «Салек» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу. По мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции об установленном факте противоправного и виновного поведения ответчика, влекущим причинение вреда водным объектам, не соответствует обстоятельствам дела. Само по себе превышение норматива сброса по отношению к условиям выданных разрешений, не является доказательством негативного воздействия на окружающую среду и причинения вреда. Судом не верно истолкованы нормы действующего законодательства в части определения невозможности уменьшения размера вреда на 2 219 240 руб., понесенных ответчиком на установку очистки ливневых сточных вод «Свирь-30КУ». Истец в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта. Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Салек», по результатам которой составлен акт проверки №НАТЗВ -289 от 17 июля 2013 года. В ходе проверки из анализа данных производственного контроля, выполненных Испытательной экоаналитической лабораторией ООО «ПромЭкоАналитика» установлено, что ЗАО «Салек» осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод организованным выпуском №1 без очистки в водный объект - ручей Вольный с превышением установленных нормативов допустимых сбросов в период с апреля 2011 года по декабрь 2011 года по следующим веществам: взвешенные вещества, ион аммония; в период с января 2012 года по июнь 2012 года были превышены предельно допустимые концентрации по следующим веществам: взвешенные вещества, ион аммония. Установлено превышение допустимых концентраций, установленных нормативами допустимого сброса (НДС сроком действия до 01.01.2017 года) по выпуску №1 в период с июля 2012 года по декабрь 2012 года по следующим веществам: взвешенные вещества, нитраты, нитриты, ион аммония, хлориды, нефтепродукты, сульфаты, фосфаты. Кроме того, установлено превышение предельно допустимых концентраций веществ в водных объектах ручей Вольный по выпуску №2 в период с апреля 2011 года по июнь 2012 года по следующим веществам: взвешенные вещества, фенолы, ион аммония, в период с июля 2012 года по декабрь 2012 года по следующим веществам: взвешенные вещества, нитриты, ион аммония, нефтепродукты, сульфаты, фенолы, медь. ЗАО «Салек» осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод организованным выпуском №3 без очистки в водный объект – реку Талда с превышением установленных нормативов: в период с мая 2010 года по ноябрь 2012 года по следующим веществам: взвешенные вещества, нитраты, нитриты, ион аммония, нефтепродукты, сульфаты, фенолы, железо общее, медь, цинк, никель, марганец. Установлено превышение допустимых концентраций, установленных нормативами допустимого сброса по выпуску №3 по следующим веществам: взвешенные вещества, ион аммония, нефтепродукты, фенолы. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Салек» осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод без очистки в водный объект - реку Кыргай с превышением установленных нормативов: допустимых концентраций по следующим веществам: взвешенные вещества, нитраты, нитриты, ион аммония, хлориды, нефтепродукты, сульфаты, фенолы, железо общее, хром, медь, цинк, никель, марганец, свинец, фосфат ионов. В подтверждение влияния сброса на качество водных объектов - реку Талда и ручей Вольный Управление Росприроднадзора ссылается на результаты химических анализов проб природной воды, отобранные в 2010 – 2012 годах выше и ниже мест выпусков сточных вод, в результате которых установлено, что концентрация загрязняющих веществ выше и ниже выпуска сточных вод превышают концентрации загрязняющих веществ выше выпусков (в разных местах) по следующим ингредиентам: нитрат иону, нитрит - иону, аммоний - иону, сульфат - иону, фосфат - иону, железу, взвешенным веществам, фенолам, хлоридам, нефтепродуктам, меди, никелю, марганцу, свинцу, цинку. Истцом произведен расчет размера вреда, причиненного водным объектам - реке Кыргай, реке Талда, и ручью Вольному, который составил 3 611 441 руб. Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, исходя из следующего. Из содержания подпункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации следует, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). В части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Согласно статье 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее, чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 №333, предусмотрено, что величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - q' (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс (г/м3). При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение Сндс, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется НДС. Из положений указанных нормативных актов, следует, что сброс в водные объекты сточных вод с очистных сооружений с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду и влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту. При этом негативное воздействие может иметь место не только при превышении НДС в части массы сброса вредных веществ, исчисляемых за квартал, но и при превышении допустимой концентрации вредных веществ (мг/дм3), без превышения норматива допустимой массы сбора. В Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 №333, подчеркнута обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды, поскольку уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК. Согласно пунктам 20, 21 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 № 333, НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты. При расчете НДС для водохозяйственного участка величины НДС устанавливаются с учетом ПДК веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта, то есть способности водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сброс в водные объекты – реки Талда и Кыргай, ручей Вольный сточных вод с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду, влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту. Поскольку факт сброса сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации имел место, доводы апелляционной жалобы о том, что действиями ответчика ущерб не причинен, подлежат отклонению. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, произведено истцом с применением формулы №11, приведенной в пункте 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 № 87. Расчет размера вреда, причиненного ЗАО «Салек» водным объектам - реке Талда, реке Кыргай и ручью Вольному, выполнен за период с 2010 года по 2012 год на основании данных производственного контроля, результатов химических анализов проб сточных вод по выпускам №1 в реку Кыргай, выпуску №1,2 в ручей Вольный и выпуску №3 в реку Талда, достоверность которых ответчик не оспаривает. Сведения об объемах сброса получены на основании Журналов учета (водопотребления) водоотведения другими методами и сведений об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз). Сами сведения и данные, отраженные в указанных формах отчетности ответчик также не оспаривает. По данным, представленным ЗАО «Салек», величина фактической оплаты сверхнормативного сброса вредных веществ (по которым рассчитан размер вреда) составила: по выпуску №1 р. Кыргай - 336 828 руб.; по выпуску №1 ручей Вольный - 653 027 руб.; по выпуску №2 ручей Вольный - 107 816 руб.; по выпуску №3 река Талда -131 921 руб. С учетом произведенного истцом перерасчета размера ущерба, причиненного реке Талда, сумма заявленного истцом ущерба, причиненного водному объекту реке Талда, составила 320 968 руб. (452 889 руб. (уточненный размер ущерба) - 131 921 руб. (величина фактической оплаты сверхнормативного сброса вредных веществ); Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу n А27-5124/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|