Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А45-6768/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                  Дело № А45-6768/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гальчук М. М.

с использованием средств аудиозаписи,

при участии:

от заявителя: без участия,

от заинтересованного лица: Выприцкой С. А. по дов. от 11.09.2014,

от третьего лица: Копцевой С. Н. по дов. от 05.05.2014, ордеру от 01.12.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Шоколадное дерево» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.09.2014 по делу № А45-6768/2014 (судья Мануйлов В. П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Шоколадное дерево» (ИНН 5407462456, ОГРН 1115476026709), г. Новосибирск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области, третье лицо: Подкопаев Дмитрий Вячеславович, о признании недействительными решения, записи в ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания «Шоколадное дерево» (далее – ООО Торговая компания «Шоколадное дерево», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области (далее – МИФНС № 16 по Новосибирской области, Инспекция, регистрирующий орган) с требованиями признать недействительным решение от 28.03.2014 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении ООО «Адамас»; признать недействительной запись в едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО «Адамас» от 28.03.2014 за государственным номером 2145476576507; обязании Инспекции внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о состоянии юридического лица ООО «Адамас» - действующее.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Подкопаев Дмитрий Вячеславович.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, ООО Торговая компания «Шоколадное дерево» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции общество ссылается на то обстоятельство, что при осуществлении государственной регистрации ликвидации ООО «Адамас» не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок ликвидации юридического лица, в частности:

- ликвидатор письменно не уведомил заявителя, как кредитора, о нахождении ООО «Адамас» в процедуре ликвидации;

- в журнале «Вестник государственной регистрации» указан заведомо ложный адрес для приема ликвидатором требований кредиторов (в суд первой инстанции представлен ответ собственника здания об отсутствии арендных отношений с ООО «Адамас» в период проведения ликвидации), что привело к невозможности ООО Торговая компания «Шоколадное дерево» заявить свои требования в процессе ликвидации ООО «Адамас» в соответствии с действующим законодательством;

- ликвидатор не учел при составлении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов задолженность ООО «Адамас»  перед заявителем, о которой ему было известно, так как Подкопаев Д. В. являлся единственным участником ООО «Адамас» и его директором, подписавшим договоры, вследствие неисполнения которых возникла задолженность перед ООО Торговая компания «Шоколадное дерево»;

- в регистрирующий орган Подкопаев Д. В. обратился с документами, не отражающими обстоятельства взаиморасчетов с кредиторами.

МИФНС № 16 по Новосибирской области в представленном до судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу заявителя  не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ликвидатор Подкопаев Д. В. отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в материалы дела не представил.

На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО Торговая компания «Шоколадное дерево», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; представитель третьего лица поддержал позицию налогового органа по делу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Инспекции, заслушав представителей Инспекции и третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 03.12.2013 единственный участник ООО «Адамас» Подкопаев Д. В., который также являлся директором общества, принял решение о ликвидации данного общества, полномочия ликвидатора возложил на себя.

25.12.2014 в журнале «Вестник государственной регистрации» опубликовано сообщение о ликвидации ООО «Адамас».

03.03.2014 ликвидатором Подкопаевым Д.В. принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Адамас» и выполнении всех необходимых действий, связанных с ликвидацией общества в соответствии с требованиями действующего законодательства, 21.03.2014 утвержден ликвидационный баланс данного общества.

Ликвидатором ООО «Адамас» Подкопаевым Д.В. в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией:  заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 (вх. №12471А от 21.03.2014);  решение; ликвидационный баланс;  платежное поручение от 21.03.2014 об уплате государственной пошлины;  доверенность от 07.03.2014.

На основании решения Инспекции от 28.03.2014 № 12471А произведена государственная регистрация прекращения деятельности ООО «Адамас» в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись № 2145476576507.

ООО Торговая компания «Шоколадное дерево», полагая, что его права и законные интересы нарушены, поскольку оно является кредитором ООО «Адамас», не исполнившим обязательства по договорам и отразившим в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности, а также ссылаясь на нарушение при проведении процедуры ликвидации общества статей 61 - 64 ГК РФ, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующим органом своевременно были приняты необходимые меры по информированию участников гражданского оборота о ликвидации ООО «Адамас» с целью исключения нарушения законных прав и интересов кредиторов в случае наличия таковых и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации правомерно принято решение о государственной регистрации ликвидации ООО «Адамас».

Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Закона № 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона № 129-ФЗ вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Такие основания закреплены в статье 23 Закона № 129-ФЗ, ими являются:

а) непредставление документов, необходимых для государственной регистрации;

б) предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

  Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (часть 1 статьи 63 ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.

Исходя из анализа указанных положений ГК РФ и Закона № 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Поэтому представление ликвидационного

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А27-7575/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также