Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А27-7615/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А27-7615/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года Полный текст постановления изготовлен 26декабря 2014 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Ю. Киреевой судей: Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко, без участия сторон, извещенных надлежащим образом рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (07АП-11380/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2014 года по делу № А27-7615/2014 (судья Е.В. Капштык) по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН 10377739877295, ИНН 7708503727) к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь», г. Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН 1024201464100, ИНН 4217048100) о взыскании 209 510 руб. 00 коп. УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г. Москва (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь», г. Новокузнецк, Кемеровская область (далее – ООО «Сибэнергоуголь», ответчик) с требованием о взыскании 209 510 руб. 00 коп. штрафа за перегруз вагона № 60799335 на основании коммерческого акта № МСК1300935/228 от 25.07.2013г. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2014 (резолютивная часть объявлена 01.10.2014) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 41 902 руб. штрафа за перегруз вагона № 60799335 с учетом снижения его размера на основании ст. 333 ГК РФ, 7 190,20 руб. расходов по госпошлине, всего 49 092,20 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с момента вступления решения в законную силу до его фактического исполнения по ставке Центрального Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части. В остальной части исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением, ОАО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе, на то, что - судом необоснованно применена ст.333 ГК РФ, доказательства явной чрезмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательства ответчик не представил; поскольку в параграфе 5 ст.18 СМГС при проверке в пути следования или на станции назначения были учтены все возможные отклонения при определении массы груза, основания для применения рекомендаций МИ 3115-2008, введенных для внутренних перевозок по железным дорогам Российской Федерации отсутствуют, согласно железнодорожной накладной №АР 642 152 осуществлялась международная перевозка, правоотношения регулируются СМГС; со стороны ответчика неоднократно допускались факты перегруза; ООО «Сибэнергоуголь» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в соответствии с железнодорожной транспортной накладной №АР642156 ООО «Сибэнергоуголь» 04.07.2013г. произвело отправку вагона №60799335 по маршруту станция Новокузнецк-Сортировочная Западно-Сибирской железной дороги –станция Ганиска при Кошицах, Словакия с грузом – Антрацит уголь каменный марки Т, 0.50 мм (ТОМСШ) массой нетто 70 000 кг, насыпью (л.д. 19-20 т.1). На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при контрольном взвешивании вагона установлен перегруз вагона сверх веса, указанного в перевозочных документах, и сверх грузоподъемности вагона на 850 кг, о чем составлены коммерческий акт №МСК1300935/228, акт общей формы №1/10208 от 25.07.2013г. (л.д. 13-17, 18 т.1). В уведомлении, направленном в адрес ООО «Сибэнергоуголь», ОАО «РЖД» предложило в добровольном порядке возместить штраф за перегруз вагонов сверх грузоподъемности в размере 209 510 руб. (л.д. 12, т.1). Ответчик требование об уплате штрафа не исполнил, в связи с чем, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств, влекущих наступление ответственности, установленной параграфом 2 ст. 12, 15 СМГС, однако пришел к выводу о применении Рекомендаций МИ 3115-2008 и применив положения ст. 333 ГК РФ, снизил размер штрафа до 41 902 руб. Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, исходя из следующего. В соответствии со ст. 26 УЖТ РФ определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых осуществляется до полной вместимости вагонов, осуществляется в целях недопущения превышения допустимой грузоподъемности вагона. Статьей 27 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). Поскольку груз по вышеуказанной накладной принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Украину, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. В силу §§ 1, 2 ст.12 СМГС отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной. Железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в соответствии со ст. 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе «Коммерческий акт». Исходя из п. 3 § 3 ст. 12 СМГС штраф подлежит взысканию при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 ст. 9). Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности. Штраф в данном случае взыскивается в соответствии со ст. 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек. Представленными в материалы дела, коммерческим актом №МСК1300935/228 от 25.07.2013г. и актом общей формы №1/10208 от 25.07.2013г. подтверждается, что железная дорога в соответствии с указанными выше нормами провела проверку массы груза, отправленного ООО «Сибэнергоуголь», в результате которой установлено указание ответчиком в документах недостоверных сведений и факта загрузки вагона №60799335 сверх максимальной грузоподъемности. С учетом применения п.п. 1.9, 4.2, 6.3, методики, изложенной в Рекомендации МИ 3115-2008 в соответствии с таблицей А.2, суд определил, что перегруз вагона с учетом предельного расхождения определения массы груза нетто составляет 150 кг. Исходя Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2013 №19398/12 решение вопроса о наличии перегруза вагонов зависит от применения утвержденной ФГУП «ВНИИМС» 30.05.2008 Рекомендации МИ 3115-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений». Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", в которой указаны метод определения массы груза, значения предельных допускаемых погрешностей измерений массы груза, порядок расчета предельных допускаемых расхождений в результатах измерений массы груза на станциях отправления и назначения, порядок определения наличия и расчета размера недостачи (излишка) массы груза на станциях и в пути следования, процедуру контроля точности измерений проведения контрольных перевесок. Названная Рекомендация подлежит применению, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату. Оценив представленные документы, суд первой инстанции правильно отметил, что в отсутствие иных актов, устанавливающих порядок определения массы груза, порядок расчета предельных допускаемых расхождений в определении результатов массы груза, расчета недостачи (излишка) груза, а также при отсутствии доказательств, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату, при рассмотрении вопроса о соответствии массы груза сведениям, указанным в транспортной накладной, необходимо применять Рекомендации МИ 3115-2008. В связи с чем доводы подателя жалобы со ссылкой на неприменение указанного документа при международной перевозке подлежат отклонению. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Следуя правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. В п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшить его размер. С учетом изложенного, право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств, которые устанавливаются судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. В данном случае, при применении ст. 333 ГК РФ суд первой инстанции учитывал несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательства, незначительный размер установленного перегруза, а также отсутствие каких-либо доказательств наличия у истца негативных последствий, наступивших от ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта. Снижение размера начисленного штрафа на основании ст. 333 ГК РФ не противоречит принципу необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших для кредитора в результате нарушения обязательства, и недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций. Вывод суда первой инстанции об отсутствии каких-либо вредных последствий для истца в результате превышения грузоподъемности (перегруз) истцом документально не опровергнут. В п. 41 коммерческого акта № МСК1300935/228 от 25.07.2013 имеется отметка о том, что вагоны в техническом отношении исправны, допущенный перегруз не привел к технической неисправности вагонов. Размер излишка является незначительным в сравнении с общим весом груза перевозимого в спорных вагонах. Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность решения суда в обжалуемой части, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2014 года по делу № А27-7615/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Председательствующий О.Ю. Киреева
Судьи О. Б. Нагишева
Е. И. Захарчук Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А27-17127/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|