Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2009 по делу n 07АП-1670/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                  Дело № 07АП-1670/09

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009г.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009г

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Т. А. Кулеш

судей:                                Е.А. Залевской

С.Н. Хайкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Г. Никитиной,

при участии:

от заявителя: без участия, надлежаще извещена,

от заинтересованных лиц: без участия, надлежаще извещены,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2008 года по делу № А45-17061/2008-46/170 (судья О. В. Чернова)

по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью ТД «Скаут-4», Митюкову Алексею Александровичу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю о признании недействительной государственной регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы  по Калининскому району г. Новосибирска (далее – заявитель, ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ТД «Скаут-4» (далее – Общество, ООО ТД «Скаут-4»), Митюкову Алексею Александровичу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю (далее – МРИФНС № 1 по Алтайскому краю) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО ТД «Скаут-4» с государственным регистрационным номером 2082204071992 от 18.07.2008 г.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2008 г. заявителю в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с данным решением суда, заявитель обжаловал его в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска просит решение суда отменить, мотивируя следующим:

- документы, представляемые на государственную регистрацию должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации;

- в ходе проверки установлено, что ООО ТД «Скаут-4» по заявленному им адресу не находится;

- предоставление обществом недостоверной информации о месте своего нахождения нарушает права неограниченного круга лица.

От МРИ ФНС № 1 по Алтайскому краю в суд поступил отзыв на жалобу, в котором содержится просьба отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.

Заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по  следующим основаниям.

ООО ТД «Скаут-4» было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц  05.08.2002 г. за основным государственным номером 1022201507899 Инспекцией МНС по Октябрьскому району г. Барнаула Алтайского края.

10.04.2006 г. МРИ ФНС № 1 по Алтайскому краю были внесены сведения об учете ООО Торговый дом «СКАУТ-4» в налоговом органе.

По решению № 2/08 единственного участника ООО ТД «Скаут-4» от 14.07.2008 г. местом нахождения Общества является г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 7.

18.07.2008 г. МРИ ФНС № 1  по Алтайскому краю  была осуществлена государственная регистрация изменений сведений о юридическом лице – ООО ТД «Скаут-4», связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В связи с этим Общество было снято с налогового учета МРИ  ФНС № 1  по Алтайскому краю  и постановлено на налоговый учет в ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска.

В ходе проверки сотрудниками ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска Общество не было обнаружено по указанному адресу.

ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска обратилась в суд с заявлением о признании недействительной  регистрации изменений, внесенных в сведения ООО ТД « Скаут-4» в части указания адреса: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 7.

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что:

- Общество не может быть ответчиком по данному делу;

- отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах, после государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица не может свидетельствовать о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, представленных учредителем (участником) общества при их регистрации;

- налоговый орган не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации;

- у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации изменений;

- заявителем не представлено в материалы дела доказательств о том, что обжалуемая регистрация изменений  учредительных документов ООО ТД "Скаут-4",  нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- заявитель не представил суду  доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно Положению о Федеральной  налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу статьи 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.

Из пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» следует, что налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Отсутствие нормы, аналогичной положениям абзаца 3 пункта 11 статьи 7 Закона № 943-1, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку данный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.

Согласно частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

На основании подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

   Согласно части 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

   а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

   б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

   в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

   г) документ об уплате государственной пошлины.

   В соответствии со статьей 18 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

   Отказ в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона № 129-ФЗ и допускается по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи,  в случае:

   а)  непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

   б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

   в)   предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

   Из материалов дела следует, что МРИ ФНС № 1 по Алтайскому краю решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона № 129-ФЗ.

Закон № 129-ФЗ не допускает регистрирующему органу требовать от общества предоставления иных документов.

Следовательно, процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.

Налоговый орган  в апелляционной жалобе указывает на то, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.

Действительно, установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.

Вместе с тем, факт осуществления государственной регистрации изменений   на основании документов, содержащих недостоверные данные, должен быть доказан заявителем.

Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе представленного акта обследования от 12.08.2008 г.  и справки ФГО СПО СПК от 12.08.2008 г. об отсутствии ООО ТД «Скаут-4» по указанному юридическому адресу на момент государственной регистрации изменения места нахождения общества.

Из содержания справки ФГО СПО СПК от 12.08.2008 г. следует, что ФГО СПО СПК не имело договорных отношений с ООО ТД «Скаут-4».

Вместе с тем, указанное письмо не опровергает наличия у ФГО СПО СПК других арендаторов.

Представленные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ООО ТД «Скаут-4» не могло заключить договор субаренды с одним из арендаторов ФГО СПО СПК, а, следовательно, и вывод о том, что общество не находилось по указанному адресу на момент государственной регистрации изменений.

Кроме того, директор общества Митюков Алексей Александрович, налоговым органом не опрошен, в суде ходатайство о его допросе не заявлялось, несмотря на то, что место жительство его известно.

Направленное

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2009 по делу n 07АП-1656/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также