Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А27-14958/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А27-14958/2014 22 января 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Е.В. Афанасьевой, судей Л.И. Ждановой, Е.Г. Шатохиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.М. Лопатиной, при участии в заседании: от ответчика – А.И. Захарова по доверенности от 04.12.2014, пасп., от иных лиц – без участия (извещены), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (апелляционное производство № 07АП-12607/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2014 года (судья В.М. Турлюк) по делу № А27-14958/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области к Кузбасскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации (650000, г. Кемерово, Кузнецкий проспект, 30, ИНН 4200000333, ОГРН 1024200678260), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Главное управление МЧС России по Кемеровской области, об истребовании объектов недвижимости из чужого незаконного владения, УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее – Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Кузбасскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации (далее – ОАО «Кузбассэнерго») об истребовании из незаконного владения ответчиков объектов недвижимости – убежищ гражданской обороны № 408, общей площадью 362,1 кв.м., № 409, общей площадью 296,2 кв.м., № 410, общей площадью 298,5 кв.м., расположенных по адресу: Кемеровская область, Кузнецкий район, город Новокузнецк, улица Новороссийская, 35. Исковые требования обоснованы статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и мотивированы тем, что спорные объекты недвижимости являются защитными сооружениями гражданской обороны, относятся к федеральной собственности и не могли быть приобретены ответчиком в собственность в порядке приватизации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – Управление Росреестра по Кемеровской области), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (далее – Главное управление МЧС России по Кемеровской области). Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2014 года в удовлетворении иска отказано. Не согласившись с состоявшимся решением, Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом сделан ошибочный вывод о пропуске истцом срока исковой давности. Суд не учел, что территориальное управление было создано только в мае 2010 года, а о нарушенных правах истцу стало известно 06.07.2012. Суд не дал надлежащей оценки доводам истца о том, что спорные объекты недвижимости являются защитными сооружениями гражданской обороны, в связи с чем относятся к федеральной собственности и не могли быть приобретены ответчиком в собственность в порядке приватизации. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на обоснованность выводов о пропуске срока исковой давности. Спорные объекты выбыли из федеральной собственности в результате приватизации, с момента приватизации (с 1993 года) по настоящее время Территориальное управление либо иные уполномоченные представители собственника спорного имущества не предпринимали мер по возврату спорных объектов гражданской обороны, не осуществляли обязанностей собственника и действий по фактическому владению спорным имуществом. Ответчик, начиная с 1993 года фактически владел спорным имуществом, содержал его, проводил текущий и капитальный ремонт, то есть осуществлял права собственника. Изменение уполномоченного от имени собственника лица на распоряжение имуществом не влияет на порядок исчисления срока исковой давности. Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили; ходатайств об отложении заседания не поступало. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 156 (частей 1-3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие в заседании представителей указанных лиц. В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, ОАО «Кузбассэнерго» создано в 1993 году в результате приватизации государственного предприятия «Кузбассэнерго», на балансе которого находился имущественный комплекс – Кузнецкая ТЭЦ, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кузнецкий район, город Новокузнецк, улица Новороссийская, 35. Право собственности ОАО «Кузбассэнерго» на имущественный комплекс – предприятие по улице Новороссийская, 35 в городе Новокузнецке, зарегистрировано в установленном порядке 03.12.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 23). Основанием для государственной регистрации права послужило решение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Кемеровской области от 21.09.1993 № 330 о приватизации и преобразовании ПОЭиЭ «Кузбассэнерго», а также принятое впоследствии решение Комитета от 05.02.2001 № 3-2/114 об утверждении перечней объектов недвижимости ОАО «Кузбассэнерго» (т. 2, л.д. 36-37, 51-53). По утверждению истца, в план приватизации предприятия «Кузбассэнерго» вошли спорные убежища гражданской обороны. В соответствии с паспортами убежищ №№ 408-410, выданных Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, нежилые помещения, являющиеся предметом настоящего спора, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны (т. 1, л.д. 17-22). Ссылаясь на неправомерность включения убежищ в план приватизации государственного предприятия и государственной регистрации за ОАО «Кузбассэнерго» права собственности на спорные нежилые помещения, поскольку они в силу закона являются федеральной собственностью и не подлежали приватизации, ТУ Росимущества в Кемеровской области на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об истребовании помещений из незаконного владения общества (виндикационный иск). Возражая против иска, ОАО «Кузбассэнерго» ссылалось на то, что спорные помещения в план приватизации включены не были, отнесены при приватизации к федеральной собственности. ОАО «Кузбассэнерго» заявило также о пропуске срока исковой давности для истребования имущества из незаконного владения. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности по виндикационному иску, поскольку истцу как органу, осуществляющему полномочия собственника в отношении федерального имущества, было известно о выбытии спорного недвижимого имущества с момента принятия соответствующего решения – с 21.09.1993. Данный вывод суда не основан на материалах дела по следующим причинам. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Таким образом, исходя из избранного истцом способа защиты права, которое он считает нарушенным, по настоящему делу существенное значение имеет решение вопросов о том, владеет ли ответчик спорными помещениями и ограничена ли возможность истца владеть этими помещениями. Однако из материалов дела и оспариваемого решения не следует, что суд первой инстанции исследовал указанные обстоятельства. В соответствии с пунктом 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. При этом, исходя из пункта 3 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны. Следуя правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.01.2010 № 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Поскольку в настоящем случае спорные помещения в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта федерации не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности они не выбывали. Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 № 2980-1 и применявшейся в период приватизации предприятия «Кузбассэнерго», приватизация объектов гражданской обороны допускалась исключительно по решению Правительства Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Правительством Российской Федерации принималось решение о приватизации спорных помещений, являющихся объектами гражданской обороны, либо делегировались соответствующие полномочия Комитету по управлению госимуществом администрации Кемеровской области, утвердившему план приватизации государственного предприятия «Кузбассэнерго» и состав имущества, переданного акционерному обществу, образованному в результате приватизации. Более того, пунктом 4 решения Комитета по управлению госимуществом администрации Кемеровской области от 05.02.2001 № 3-2/114 об утверждении перечней объектов недвижимости ОАО «Кузбассэнерго» был утвержден перечень находящихся в федеральной собственности объектов и имущества гражданской обороны и мобилизационного назначения. Согласно приложению № 4 к данному решению в состав объектов гражданской обороны, не подлежащих приватизации, включены три спорных убежища на Кузнецкой ТЭЦ (т. 2, л.д. 36-38). В отзыве на исковое заявление ОАО «Кузбассэнерго» также указывало на то, что спорные объекты в собственность акционерного общества при приватизации не передавались, государственная регистрация права собственности на них не осуществлялась, эти убежища не включены в состав предприятия – Кузнецкой ТЭЦ (т. 1, л.д. 138-140). При таких обстоятельствах следует признать, что в материалах дела не имеется доказательств того, что спорные объекты гражданской обороны могли быть и были переданы во владение ОАО «Кузбассэнерго» при приватизации государственного предприятия или в последующем. Тот факт, что данные объекты находятся на территории Кузнецкой ТЭЦ, сам по себе не свидетельствует о том, что ОАО «Кузбассэнерго» владеет и пользуется данными объектами по собственному усмотрению ввиду их особого целевого назначения (убежища гражданской обороны). Следуя материалам дела, Главное управление МЧС России по Кемеровской области осуществляет учет и инвентаризацию спорных объектов недвижимости, управлением составлены паспорта убежищ. Из содержания письма Главного управления Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А27-17206/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|