Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А45-5364/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу

 

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                    Дело № А45-5364/2014 (07АП-7720/2014)

«23»  января  2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего:                                                                          Кайгородовой М.Ю.

Судей:                                                                                                          Сухотиной В.М.

Ярцева Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания     помощником судьи Губиной Ю.В.  с  использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика:  представителя Антоновой М.В., действующей по доверенности от 02 февраля 2014 года;

от третьего лица  Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска: представителей Шипулиной И.В. по доверенности от 12 января 2015 года, Швец И.П. по доверенности от 12 января 2015  года;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 октября 2014 года по делу № А45-5364/2014  (судья Цыбина А.В.)

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Красноярскметропроект» (ОГРН: 1022401785515) к Муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (ОГРН: 1035402471411)  о взыскании 801 527 рублей 49 копеек,

           Третье лицо: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска;

                                                             У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной  ответственностью «Красноярскметропроект» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском Муниципальному унитарному предприятию  города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (далее - унитарное предприятие)  о взыскании задолженности  за выполненные в рамках договора  № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года  проектные работы.

             В качестве третьего лица по делу привлечен  Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (далее – Департамент транспорта) .

            Унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с ходатайством о процессуальном правопреемстве в силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предлагая заменить в обязательстве  (договор № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года), сторону заказчика (унитарное предприятие)   на Департамент транспорта.

            Со ссылкой на статью 79 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, как  на основание процессуального правопреемства, унитарное предприятие полагает, что безвозмездная передача ему 19 марта 2014 года полномочий муниципального заказчика  по заключению и исполнению от имени   мэрии города Новосибирска муниципальных контрактов, является материально – правовым основанием  для перемены лиц в обязательстве (договоре № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года).

           Определением  арбитражного суда Новосибирской области от 16 октября 2014 года произведена процессуальная замена стороны в договоре № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года согласно требованиям, изложенным в ходатайстве унитарного  предприятия.

           Арбитражный суд в обоснование  принятого решения сослался на  соглашение  между  обществом и унитарным  предприятием ( как сторонами договора 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года)  от 30 апреля 2014 года, которым  наименование договора изменено на муниципальный контракт, наименование заказчик изменено на муниципальный заказчик и  наименование «расчетный счет» изменено на «лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям».

            Названное  соглашение от 30 апреля 2014 года расценено арбитражным судом как материально – правовое основание для  правопреемства Департамента транспорта, который стороной соглашения не являлся, в  договорном правоотношении, из которого унитарное предприятие, как посчитал суд первой инстанции, выбыло.

            Не согласившись с принятым  судебным актом, Департамент транспорта обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права арбитражным судом.

            Податель жалобы указывает, что  ФЗ № 418-ФЗ от 28 декабря 2013 года с 01 января 2014 года  изменена процедура  бюджетных инвестиций в капитальное строительство, изложенная в статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанная с  передачей полномочий  муниципального заказчика на основании соглашений  от органов государственной и муниципальной власти к иным субъектам , в том числе унитарным предприятиям. При этом бюджетные ассигнования учитываются на  специальном лицевом счете.

            Таким образом, по мнению апеллянта, изменяются  только наименования договоров и реквизиты  лицевых счетов для учета  операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, а какой – либо замены сторон в договорных  обязательствах, ранее  принятых на себя субъектами предпринимательской деятельности на органы мэрии Новосибирска, в частности Департамент транспорта, не происходит.

            В дополнениях к апелляционной жалобе  Департамент транспорта  сослался на  отсутствие  материально-правового основания  для правопреемства.

          Указал, что Департамент транспорта не отвечает по обязательствам самостоятельного юридического лица, каковым является унитарное предприятие.

          Сослался на часть 6 статьи 15 ФЗ № 44  от 05 апреля 2013 года  «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,  предусматривающей , что  унитарные предприятия  в пределах переданных полномочий в лице  указанных органов осуществляют  закупки, товаров, работ , услуг.

         Между тем, в соглашении  от 30 апреля 2014 года, как указывает податель жалобы,  унитарное предприятие  как муниципальный заказчик действует от имени муниципального образования город Новосибирск в лице  Мэрии  города Новосибирска (пункт 3 соглашения), а не от имени и не в лице Департамента транспорта.

           Следовательно, как полагает апеллянт, исходя из самого текста соглашения, на которое ссылается заявитель, как на основание процессуального правопреемства, следует иной субъектный состав правоотношения.

           В суде апелляционной инстанции представители Департамента транспорта доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержали, дополнив при этом, что унитарное предприятие не выполнило обязательство перед истцом периода 2013 года и на спорные проектные работы  ему выделялись бюджетные средства в 2013 году. Кроме того, на основании  измененного порядка распределения бюджетных ассигнований, унитарному предприятию открыт лицевой счет в Департаменте финансов, как и  предусмотрено в соглашении от 30 апреля 2014 года. 

             Представитель  общества  в отзыве на апелляционную жалобу просил определение оставить без изменения, ссылаясь на   невозможность взыскания денежных средств с унитарного предприятия по иным аналогичным договорам.

              В представленном отзыве унитарное предприятие просит принятый судебный акт оставить без изменения,  ссылаясь на изменения в Бюджетном кодекса Российской Федерации , и полагая, что  соглашение от 30 апреля 2014 года,  заключенное между ним и истцом , явилось основанием для выбытия унитарного предприятия из спорного правоотношения (договора 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года на проектные работы).

  В суде апелляционной инстанции представитель унитарного предприятия доводы отзыва поддержал.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что оно подлежит отмене в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.

              Из  представленных материалов видно, что  между унитарным предприятием (заказчик) и обществом (исполнитель) 15 февраля 2013 года заключен договор № 040Р11-01  на разработку  рабочей документации временного электроснабжения проходческого комплекса.

              Срок выполнения работ с 15 февраля 2013 года по 29 марта 2013 года. (пункт 4)

              Стоимость работ  714 718 рублей 92 копейки.  (пункт 3.1)

              Согласно  акта сдачи – приемки, проектные работы выполнены  и приняты заказчиком без замечаний 29 марта 2013 года.

               Неоплата выполненных работ унитарным предприятием послужила основанием для обращения общества в суд с иском о принудительном взыскании их стоимости.

               Во исполнение  Федерального Закона  № 418 от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», которым изменен  порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (статья 79) Мэром г. Новосибирска было издано распоряжение  № 233 – р от 14 марта 2014 года «О передаче  полномочий по заключению и исполнению  от имени Мэрии муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности за счет средств бюджета города Новосибирска муниципальному унитарному предприятию  города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных  транспортных сооружений».

            Следуя названному ненормативному акту,  по соглашению № 14/15 от 19 марта 2014 года Мэрия города Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса передало на безвозмездной основе полномочия  муниципального заказчика по  исполнению  Мэрии города Новосибирска муниципальных контрактов , в том числе, по строительству метро,   унитарному предприятию  «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»  (ответчик) .

                  Соглашение вступает в силу, согласно разделу 6 с момента подписания и распространяет действие на правоотношения , возникшие с 01 января 2014 года.

                  Исходя из  реструктуризированных  названным соглашением  функций, между сторонами договора о выполнении проектных работ № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года  (обществом с ограниченной ответственностью «Красноярскметропроект» и  унитарным предприятием «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»)  заключено соглашение  от 30 апреля 2014года  об исполнении договора.

                 По условиям соглашения от 30 апреля 2014 года , со ссылкой на статью 79 Бюджетного кодекса РФ,  изменены наименования договора (вместо договора муниципальный контракт)  , реквизиты  лицевых счетов для учета  операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (вместо расчетный счет заказчика – лицевой счет), а также  преамбула договора, в  которой указано, что  муниципальное унитарное предприятие «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»  действует от имени муниципального образования город Новосибирск в лице Мэрии города Новосибирска.

               Данное соглашение распространяет действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года.

                Полагая, что названные ненормативные акты являются  материально-правовым основанием для перемены лиц в обязательстве (договоре № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года), выбытии муниципального унитарного предприятия «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»  из договора,  с принятием на себя  прав и обязанностей заказчика  по договору Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного Мэрии города Новосибирска, унитарное предприятие ходатайствовало перед судом о процессуальном правопреемстве.

               Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции посчитал, что принятые во исполнение статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации ненормативные акты Мэрии города Новосибирска, а также соглашение хозяйствующих субъектов от 30 апреля 2014 года,  являются основанием для передачи всего комплекса  материальных прав  и обязанностей  по исполнению  договора  проектных работ  от унитарного предприятия (ответчику)  Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска.

Между тем, данный вывод арбитражного суда признается апелляционной инстанцией ошибочным, связанным с неправильным толкованием норм материального права.

Так, частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении ( реорганизации юридического лица,  уступка требования, перевод долга  и другие случаи  перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Из общего смысла названной правовой нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.

Для этого необходимо подтвердить выбытие истца из того правоотношения, в котором он является стороной по делу, и передачу им соответствующих прав его правопреемнику в случаях, предусмотренных данной нормой закона.

              Между тем , из материалов дела не следует, что унитарное предприятие  передавало Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса  Мэрии города Новосибирска права и обязанности, вытекающие из договора на выполнение проектных работ № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года.

              Кроме того,  арбитражным судом не  определена норма материального права, регулирующая перемену лиц в  данном договорном обязательстве.

              Статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которую как на правовое обоснование правопреемства сослался арбитражный суд,   устанавливает процедуру  бюджетных инвестиций в капитальное строительство, а также условия  передачи полномочий  государственного (муниципального) заказчика  бюджетным и автономным учреждениям, а также унитарным предприятиям.

              Стороны договора № 040Р11-01 от 15 февраля 2013 года участниками

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А45-13738/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также