Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А27-8362/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                       Дело № А27-8362/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года                  

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Киреевой, 

судей: Е.И. Захарчука, И.И. Терехиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой,

без участия сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь» (07АП-12239/2014(1)) и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (07АП-12239/2014(2)) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.10.2014 по делу № А27-8362/2014

(судья О.Ф. Шабалова)

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», город Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к обществу с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь», город Новокузнецк Кемеровской области (ОГРН 1024201464100, ИНН 4217048100)

о взыскании штрафа за перегруз

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Красноярская железная дорога (далее – ООО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковыми заявлениями к обществу с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь» (далее – ООО «Сибэнергоуголь», ответчик о взыскании штрафа за перегруз вагонов № 55369805, № 56142573, № 54895834, №56987373, № 56058589 сверх их максимальной грузоподъемности.

Протокольным определением от 23.10.2014 суд при отсутствии возражений сторон объединил на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела №А27-8362/2014, №А27-8358/2014, №А27-8363/2014, №А27-8763/2014, №А27-8764/2014 в одно производство, делу присвоен номер А27-8362/2014.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.10.2014 (резолютивная часть  объявлена 23.10.2014) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 419 020 руб. штрафа, 9 390 руб. государственной пошлины, а также проценты на всю взысканную судом сумму, исходя из ставки 8,25 % годовых с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт  об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что  поскольку грузоотправитель указал в ж.д. накладных неправильные, недостоверные сведения, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз ряда вагонов сверх его максимальной грузоподъемности, основания для взыскания с ответчика штрафа по статье 12 СМГС имеются;  основания для применения Рекомендации МИ 3115-2008, введенной для внутренних перевозок по железным дорогам РФ отсутствуют, так как согласно ж.д. накладным осуществлялась международная перевозка, следовательно, правоотношения регулируются нормами СМГС. Более подробно доводы изложены в жалобе.

ООО «Сибэнергоуголь» также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение изменить в части удовлетворенных требований, уменьшив их размер на основании ст. 333 ГК РФ, ссылаясь на то, что судом необоснованно отклонено ходатайство ответчика о явной несоразмерности взыскиваемого штрафа и необходимости применения ст.333 ГК РФ, решением арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-17896/2013 вступившим в законную силу, и иным делам, размер штрафа был снижен, вывод суда об отсутствии каких-либо вредных последствий для истца в результате перегруза истцом документально не опровергнут.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно накладной СМГС № АР642453, ООО «Сибэнергоуголь» со станции отправления Новокузнецк-Сортировочный РЖД Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения ЖСР Кошице, ст. Властна Влечко для ТЕКО, Словакия в адрес Тепларень Кошице АО (ТЕКО) Словакия, в полувагоне 55369805 грузоподъемностью 69500 кг. отправлен груз насыпью – антрацит, уголь каменный марки Т-тощий - весом 69500 кг, определенный грузоотправителем на 100 тонных вагонных весах «ВЕСТА-С» с погрешностью +/- 2%, с провозной платой 41 902 рублей.

На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при проведении контрольного взвешивания с остановкой без расцепки на 150-ти тонных вагонных весах с погрешностью +/- 50 кг с учетным номером 4050 выявлен перегруз указанного вагона на 200 кг. При взвешивании оказалось брутто 94000 кг., тара 24300 кг., нетто 69700 кг., о чем составлен коммерческий акт от 20.07.2013 № МСК1301071/281.

Поводом (основанием) к составлению коммерческого акта послужила регистрация автоматической системой взвешивания вагонов в движении перегруза вагонов, о чем составлен акт общей формы от 15.08.2013 № 1/11420.

В соответствии с расчетом провозной платы по прейскуранту № 10-01 к оплате за перевозку излишка массы груза по железной дороге выставлен штраф в размере 5-ти кратной провозной платы – 209 510 рублей.

Согласно накладной СМГС № АР642476, ООО «Сибэнергоуголь» со станции отправления Новокузнецк-Сортировочный РЖД Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения Ганиска при Кошицах, Словакия в адрес Ю.С. СТИИЛ Кошице, с.р.о. Словакия, в полувагоне 56142573 грузоподъемностью 70000 кг. отправлен груз насыпью – антрацит, уголь каменный марки Т-тощий - весом 70000 кг, определенный грузоотправителем на 100 тонных вагонных весах «ВЕСТА-С» с погрешностью +/- 2%, с провозной платой 41902 рублей.

На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при проведении контрольного взвешивания с остановкой без расцепки на 150-ти тонных вагонных весах с погрешностью +/- 50 кг с учетным номером 4050 выявлен перегруз указанного вагона на 300 кг. При взвешивании оказалось брутто 93800 кг., тара 23500 кг., нетто 70300 кг., о чем составлен коммерческий акт от 04.08.2013 № МСК1301076/286.

Поводом (основанием) к составлению коммерческого акта послужила регистрация автоматической системой взвешивания вагонов в движении перегруза вагонов, о чем составлен акт общей формы от 15.08.2013 № 1/11408 .

В соответствии с расчетом провозной платы по прейскуранту № 10-01 к оплате за перевозку излишка массы груза по железной дороге выставлен штраф в размере 5-ти кратной провозной платы – 209 510 рублей.

Согласно накладной СМГС № АР642462, ООО «Сибэнергоуголь» со станции отправления Новокузнецк-Сортировочный РЖД Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения Ганиска при Кошицах, Словакия в адрес Ю.С. СТИИЛ Кошице, с.р.о. Словакия, в полувагоне 56987373 грузоподъемностью 70000 кг. отправлен груз насыпью – антрацит, уголь каменный марки Т-тощий - весом 70000 кг, определенный грузоотправителем на 100 тонных вагонных весах «ВЕСТА-С» с погрешностью +/- 2%, с провозной платой 41 902 рублей.

На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при проведении контрольного взвешивания с остановкой без расцепки на 150-ти тонных вагонных весах с погрешностью +/- 50 кг с учетным номером 4050 выявлен перегруз указанного вагона на 700 кг. При взвешивании оказалось брутто 94300 кг., тара 23600 кг., нетто 70700 кг., о чем составлен коммерческий акт от 21.07.2013 № МСК1301075/285.

Поводом (основанием) к составлению коммерческого акта послужила регистрация автоматической системой взвешивания вагонов в движении перегруза вагонов, о чем составлен акт общей формы от 15.08.2013 № 1/11245.

В соответствии с расчетом провозной платы по прейскуранту № 10-01 к оплате за перевозку излишка массы груза по железной дороге выставлен штраф в размере 5-ти кратной провозной платы – 209 510 рублей.

Согласно накладной СМГС № АР642461, ООО «Сибэнергоуголь» со станции отправления Новокузнецк-Сортировочный РЖД Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения Ганиска при Кошицах, Словакия в адрес Ю.С. СТИИЛ Кошице, с.р.о. Словакия, в полувагоне 56058589 грузоподъемностью 70000 кг. отправлен груз насыпью – антрацит, уголь каменный марки Т-тощий - весом 70000 кг, определенный грузоотправителем на 100 тонных вагонных весах «ВЕСТА-С» с погрешностью +/- 2%, с провозной платой 41 902 рублей.

На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при проведении контрольного взвешивания с остановкой без расцепки на 150-ти тонных вагонных весах с погрешностью +/- 50 кг с учетным номером 4050 выявлен перегруз указанного вагона на 800 кг. При взвешивании оказалось брутто 94100 кг., тара 23300 кг., нетто 70800 кг., о чем составлен коммерческий акт от 21.07.2013 № МСК1301073/283.

Поводом (основанием) к составлению коммерческого акта послужила регистрация автоматической системой взвешивания вагонов в движении перегруза вагонов, о чем составлен акт общей формы от 15.08.2013 № 1/11426.

В соответствии с расчетом провозной платы по прейскуранту № 10-01 к оплате за перевозку излишка массы груза по железной дороге выставлен штраф в размере 5-ти кратной провозной платы – 209 510 рублей.

Согласно накладной СМГС № АР642501, ООО «Сибэнергоуголь» со станции отправления Новокузнецк-Сортировочный РЖД Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения Ганиска при Кошицах, Словакия в адрес Ю.С. СТИИЛ Кошице, с.р.о. Словакия, в полувагоне 54895834 грузоподъемностью 70300 кг. отправлен груз насыпью – антрацит, уголь каменный марки Т-тощий - весом 70300 кг, определенный грузоотправителем на 100 тонных вагонных весах «ВЕСТА-С» с погрешностью +/- 2%, с провозной платой 42076 рублей.

На станции Брянск-Льговский Московской железной дороги при проведении контрольного взвешивания с остановкой без расцепки на 150-ти тонных вагонных весах с погрешностью +/- 50 кг с учетным номером 4050 выявлен перегруз указанного вагона на 1700 кг. При взвешивании оказалось брутто 95600 кг., тара 23600 кг., нетто 72000 кг., о чем составлен коммерческий акт от 04.08.2013 № МСК1301076/286.

Поводом (основанием) к составлению коммерческого акта послужила регистрация автоматической системой взвешивания вагонов в движении перегруза вагонов, о чем составлен акт общей формы от 15.08.2013 № 1/11245.

В соответствии с расчетом провозной платы по прейскуранту № 10-01 к оплате за перевозку излишка массы груза по железной дороге выставлен штраф в размере 5-ти кратной провозной платы – 209 510 рублей.

В уведомлении, направленном в адрес грузоотправителя, ОАО «РЖД» предложило в добровольном порядке возместить штраф за перегруз вагонов сверх грузоподъемности.

ООО «Сибэнергоуголь» требование об уплате штрафа не исполнило, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.

В соответствии с § 6 ст. 9 СМГС вагоны могут быть загружены только до максимальной грузоподъемности, которой считается, в том числе, указанная в трафарете на вагоне. Загрузка вагона сверх максимальной грузоподъемности считается перегрузом.

Согласно § 1, 5 ст. 18 СМГС железная дорога должна составить коммерческий акт, если масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%.

При этом § 7 ст. 9 СМГС предусмотрено, что определение массы производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.

Доводы истца, о том, что основания для применения Рекомендаций МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений, отсутствовали, поскольку взвешивание проводилось на станции передачи вагонов с Российских железных дорог на Украинские железные дороги, судом апелляционной инстанции отклоняются, ввиду того, что по настоящему спору железной дорогой отправления является Российская железная дорога, следовательно, к данному спору применяется российское законодательство.

В соответствии со статьей  26 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ) при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

При предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Проверка массы груза регулируется в российском законодательстве по правилам ст. 41 УЖТ, согласно которой масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Порядок расчетов предельно допустимых расхождений в результатах измерения массы груза на станциях отправления и назначения, порядок определения наличия и расчета размера недостачи (излишка) массы

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А03-14290/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также