Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А45-14039/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                       Дело № А45-14039/2014                                                                                                                                  

02.02.2015г. текст постановления изготовлен в полном объеме

26.01.2015г. объявлена резолютивная часть постановления суда

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева

судей: В.М. Сухотиной, Т.Е. Стасюк

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Губиной

при участии в судебном заседании:

от истца: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (номер апелляционного производства 07АП-12520/14) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 октября 2014г. по делу № А45-14039/2014 (Судья Г.М. Емельянова)

по иску Департамента лесного хозяйства Новосибирской области

к ООО «Форест-Кэмп»

о взыскании 1 861 173 руб. арендной платы и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды № 12/01-В от 13.04.2009г.

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к ООО «Форест-Кэмп» о взыскании 1 861 173 руб. недополученной арендной платы по договору аренды лесного участка № 12/01-В от 13.04.2009г. и обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды № 12/01-В от 13.04.2009г. по форме, приложенной к иску.

В обоснование заявленных требований истец сослался на неправильное применение поправочных коэффициентов при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка № 12/01-В от 13.04.2009г. В качестве правового обоснования иска указал ст. 11-12, ст. 422, ст. 424 ГК РФ, ст. 73 и ст. 94 Лесного кодекса РФ.

Определением суда участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Маслянинское лесничество.

Решением суда от 30.10.2014г. в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент лесного хозяйства Новосибирской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей жалобы ее податель указал, что его ссылки на постановление Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» от 22.05.2007г., № 310, являются обоснованными, а также надлежащими доказательствами подтвердил отнесение переданных в аренду ответчику лесных участков к особо защитным.

Ответчик в порядке ст. 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, известил суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, третье лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие их представителей, по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на неё, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 30.10.2014г., суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, 13.04.2009г. между правопредшественником истца - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (арендодатель) и ООО «Форэст-Кэмп» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 12/01-В с дополнительным соглашением к нему от 19.06.2009г., согласно которым арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование часть лесного участка, находящегося в федеральной собственности и относящегося к категории земель лесного фонда, площадью 29,6614 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 280-2009-06, расположенного в Маслянинском лесничестве, Маслянинский лесохозяйственный участок № 1 квартал 75 выделы 11, 134, 14, 15, 16, 21, 22, 23, 26, квартал 76 выделы 7,8, 13, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 27, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, заготовка древесины, с разрешенным использованием: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения и пруда.

Согласно п. 2.1 договора аренды № 12/01-В от 13.04.2009г. арендная плата по договору за 2009г., с учетом дополнительного соглашения, составляет 134 693,39 руб. за использование для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов и 8 401,4 руб. за использование для заготовки древесины.

В соответствии с п. 2.3 договора № 12/01-В от 13.04.2009г. расчет размера арендной платы за использование для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов осуществляется ежегодно, исходя из площади лесного участка. Арендодатель или его уполномоченный представитель ежегодно, в срок до 31 декабря предоставляет арендатору расчет размера арендной платы на следующий год по форме согласно приложению № 4.

Пунктом 7.1 договора № 12/01-В от 13.04.2009г. срок его действия установлен на 49 лет.

Договор с дополнительным соглашением к нему зарегистрированы в установленном законом порядке 08.07.2009г.

22.11.2012г. истец направил ответчику письмо (Исх. № 2237/46) о том, что согласно материалов лесоустройства кварталы 75 и 76 Маслянинского лесохозяйственного участка № 1 Маслянинского лесничества относятся к особо защитным участкам и соответственно при расчете размера арендной платы по договору в отношении части арендуемого участка площадью 0,2 га (покрытый хвойным лесом), арендуемого участка площадью 29, 3067 (не покрытый хвойным лесом) не был учтен коэффициент, учитывающий категорию защитных лесов, в результате чего размер арендной платы по договору установлен ниже минимального размере арендной платы, т.е., по мнению истца, при расчете должен был применяться поправочный коэффициент 6. В этой связи, за период с 14.04.2009г. по 30.06.2014г. ответчику было доначислено 3 250 964 руб. арендной платы.

Поскольку в добровольном порядке сумма имеющейся задолженности ответчиком погашена не была и он уклонился от заключения предложенного дополнительного соглашения к аренды лесного участка, обратился истец с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что бесспорных доказательств отнесения арендуемого ответчиком лесного участка к категории особо защитных участков в материалы дела не представлено, в связи с чем применение при расчете арендной платы коэффициента 6 и необходимость заключения дополнительного соглашения по форме, приложенной к иску, истцом не обоснована.

Апелляционный суд так же находит настоящий иск, не подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.

Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на установление п. 6 примечаний к таблице № 15 Постановления Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» от 22.05.2007г., № 310, поправочного коэффициента 6 к ставкам в отношении особо защитных участков защитных лесов и отнесение переданного в аренду ответчику лесного участка к особо защитным участкам защитных лесов.

В связи с указанным истец в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт отнесения переданного в аренду ответчику лесного участка к особо защитным участкам защитных лесов.

В подтверждение данного обстоятельства истец ссылается на выписку из таксационного описания Маслянинского лесхоза Маслянинского лесничества от 1999г.

Согласно ч. 6 ст. 102 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Пунктом 39 ст. 81 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

На дату заключения спорного договора аренды таким государственным органом являлось Федеральном агентстве лесного хозяйства, что следует из положений п. 5.2.20. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004г., № 283.

Согласно п. 2.1 Приказа Рослесхоза «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса» от 30.12.1993г., № 348, в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесным хозяйством республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласовываются с государственными органами охраны окружающей природной среды и утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Исходя из п. 3.1 данного приказа таксационные описания являются лишь материалами, на основании которых выделаются особо защитные участки леса.

Из письма Департамента лесного хозяйства по СФО от 20.10.2014г. (Исх. № 2246/06-40) следует, что материалы для выделения особо защитных участков лесов на территории Маслянинского лесничества Департамент лесного хозяйства Новосибирской области в Федеральное агентство лесного хозяйства не направлены (л.д. 32-33, т.2).

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В п. 7 раздела II приказа Рослесхоза «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» от 04.04.2012г., № 126, предусмотрено, что глава 3 лесохозяйственного регламента содержит, в том числе информацию об ограничениях по видам особо защитных участков лесов.

Согласно ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В соответствии с п. 4 ч. 2 данной статьи в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе об особо защитных участках лесов.

Согласно указанному выше письму Департамента лесного хозяйства по СФО информация о наличии особо защитных участков леса в лесохозяйственный регламент Маслянинского лесничества, разработанного в 2010г. и Государственный лесной реестр внесена не была.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ на основании указанных выше правовых норм, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом отнесения арендуемого ответчиком лесного участка к категории особо защитных участков.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 30 октября 2014г. по делу № А45-14039/2014 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд

 

 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 октября 2014г. по делу № А45-14039/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

                                  Д.Г. Ярцев

Судьи

                                  В.М. Сухотина

                                  Т.Е. Стасюк

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А45-15697/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также