Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А45-21190/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                        Дело № А45-21190/2014

03.02.2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Судьи  Павлюк Т. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.

при участии:

от заявителя: Дрожжина И.Н., представитель по доверенности от 12.01.2015, паспорт;

от административного органа: без участия (извещен);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА-9»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 27.11.2014 по делу № А45-21190/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, 

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА-9» г. Новосибирск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления № 06-66/14 от 30.09.3014,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТЕРРА-9» (далее – ООО «ТЕРРА-9», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, административный орган, УФАС) о признании незаконным и отмене постановления № 06-66/14 от 30.09.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено Арбитражным судом Новосибирской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом Общество в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения Закона "О рекламе".

Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.

Управление в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, приведенным в жалобе.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статей  268 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках наблюдения за выполнением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) УФАС было установлено, что на стр.33 в журнале «КиноГид» № 10 (28) октябрь 2013 года размещалась информация следующего содержания: «Суши Терра  Доставка «...» звонок бесплатный www. sushi-terra.ru - 30 % Рок-н-роллы  Ринго  Нежный ролл с авокадо, сыром, икрой Масаго, листиками петрушки и морским гребешком, завернутый в рисовую бумагу 220 р. 155 р.  Филадельфия блюз  Опаленный огнем, ролл с лососем, сыром Дар Блю, икрой Масаго, огурцом и тигровыми креветками 280 р. 210 р.  Чак маки  Ролл в рисовой бумаге с тигровыми креветками, водорослями Чукка, икрой Масаго, и сливочным сыром, соус Чили 245р. 180 р.  Купи метр! Метр роллов! 1000 рублей  Суши-терра Кр. проспект, 81 К. Маркса, 28/1», с изображением предлагаемого ассортимента продукции.

Административным органом по данному факту была проведена проверка, в результате которой установлено, что спорная реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи и в нарушение требований статьи 8 Закона о рекламе, не содержит сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением УФАС от 30.09.2014 вышеуказанная информация, признана ненадлежащей рекламой.

24.09.2014  должностным лицом административного органа по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении № 06-66/14.

30.09.2014 по результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением принято постановление № 06-66/14 о привлечении Общества к административной ответственности.

ООО «ТЕРРА-9» полагая, что указанное постановление незаконно и необоснованно, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый акт антимонопольного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статей 8 Закона о рекламе предусмотрено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее - правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайтах и так далее, суд установил, что в данном случае заказы поступают через колл-центр по телефону или через сайт в интернете. Диспетчеры принимают и уточняют заказ. После приготовления заказ отвозится водителями доставки. Оплачивается заказ при получении или через сайт.

Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

Следовательно, как справедливо указал суд первой инстанции, вывод административного органа о том, что спорная реклама, является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи, в которой отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу статьи 8 Закона № 38-ФЗ, что указывает на нарушение данной нормы Закона о рекламе, является верным.

Материалы дела подтверждают факт размещения Обществом ненадлежащей рекламы в номере журнале «КиноГид» № 10 (28) октябрь 2013 года, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае Общество, имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

При установленных обстоятельствах и совокупности собранных по делу доказательств административный орган сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «ТЕРРА-9» содержится событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество относится к субъектам правонарушения, следовательно, у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого постановления.

Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «ТЕРРА-9» не может быть признана виновной в совершении указанного правонарушения, так как не ООО «ТЕРРА-9», а ООО РГ «Фэмили» выпустило в печать макет с нарушением норм действующего законодательства, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как указанная реклама была выпущена в печать по заказу ООО «ТЕРРА-9» и именно оно несет ответственность за содержание указанной рекламы.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.   

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании  изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 269, 270, 271  Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации, апелляционный  суд,    

П О С Т А Н О В И Л:

 Решение  Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2014 по делу                   № А45-21190/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

                  Судья:                                                                                     Павлюк Т. В.

                                                                     

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу n А03-15997/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также