Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А45-19193/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                 Дело № А45-19193/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 года

Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Кирьяновой Г.Е. по доверенности от 26.01.2015 (до 31.12.2015), Тренихиной  Н.С. по доверенности от 11.03.2014 (до 31.03.2015),

от заинтересованного лица:  без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 16 ноября 2014 года по делу № А45-19193/2014 (судья Е.И. Булахова),

рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» (ОГРН 1025402487626, ИНН 5406014684, 630099, г. Новосибирск, пр-кт. Красный, 36)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (ОГРН 1055406024794, ИНН 5406306550, 6301032, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 7А)

о признании незаконным постановления от 21.08.2014№ 14991063,

У С Т А Н О В И Л:

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 21.08.2014 № 14991063 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 16.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, удовлетворить апелляционную жалобу.

В обоснование доводов жалобы указывает, что при отсутствии требования о досрочном расторжении договора и возврате денежных средств, уплаченных за зрительские билеты, отсутствует состав административного правонарушения.

Ссылается на то, что рассмотрев заявление в порядке упрощенного производства, суд лишил заявителя возможности представить весь объем документов, подтверждающих расчет затрат.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы своей апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В порядке части 1 статьи 266,  частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа.

В судебном заседании представителями заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд отказал в его удовлетворении, поскольку в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Учреждения,проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гражданина на условия, включенные в Общие правила для посетителей при посещении Учреждения, ущемляющие права потребителя, должностным лицом Управления определением от 04.06.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 01.08.2014 составлен протокол по делу об административном правонарушении № 03/10875.

В ходе проведения административного расследования Управлением установлено следующее.

Учреждение 12.12.2013 заключило с гражданином Вишар С.П. договор возмездного оказания услуг (далее договор), что подтверждается двумя билетами на спектакль «Щелкунчик» (№ 927477, № 927478).

При этом Приказом Учреждения от 14.10.2011 № 189/п  разработаны и утверждены Общие правила для зрителей при посещении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (далее – Общие правила). Учреждение включило в Общие правила, которые являются частью заключенного с гражданином договора, условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно: в пункте 3 Общих правил содержится условие о том «Что билеты, приобретённые на спектакли Учреждения, принимаются обратно, если они возвращаются более чем за 48 часов (2 суток) до даты показа спектакля, на который они приобретены. Выплата стоимости возвращаемых билетов осуществляется в соответствии с Положением о возврате театральных билетов в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», утверждённом Приказом от 14.10.2011 № 188/п (далее - Положение). В случае возврата билетов менее чем за 48 часов (2 суток) билеты театром не принимаются, стоимость билетов возврату не подлежит согласно вышеуказанному Положению». Согласно Положению «возврат билетов зрителями осуществляется через центральные театральные кассы: не позднее чем за 240 часов (10 суток) до начала Спектакля возвращается 100 % от стоимости билета; при принятии билетов на возврат менее чем за 240 часов (10 суток), но более чем за 120 часов (5 суток) до начала Спектакля возвращается 75 % стоимости билетов; при принятии билетов на возврат менее чем 120 часов (5 суток), но более чем за 48 часов (2 суток) до начала Спектакля возвращается 50 % стоимости билетов. В случае возврата билетов менее чем за 48 часов (2 суток) до начала спектакля, театр билеты не принимает, стоимость билетов не возвращает».

Управление пришло к выводу об ущемлении  прав потребителя условием пункта 3 Общих правил, что является нарушением статьи 32 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Усмотрев в действиях Учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2014 № 03/10875.

21.08.2014 в отношении Учреждения должностным лицом Управления вынесено постановление №14991061 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договора купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.

Состав административного правонарушения считается оконченным с момента заключения договора на условиях, ущемляющих установленные законом права потребителей.

В силу абзаца 1 преамбулы Закона о защите прав потребителей, настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона о защите прав потребителей является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем (абзац 5 преамбулы Закона о защите прав потребителей).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей, отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Следовательно, ущемляющими признаются те условия договора, которые ограничивают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В соответствии со статьей 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А27-15342/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также