Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А67-3719/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                     Дело № А67-3719/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей Павлюк Т.В., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания     секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя:  Епринцева И.В. по доверенности от 24.12.2014

от заинтересованного лица: Лунева М.А. по доверенности от 12.01.2015

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» на решение Арбитражного суда Томской области от 27.11.2014 г. по делу № А67-3719/2014 (судья Гелбутовский В.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384)  о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу № 02-09/113-14 об административном правонарушении от 27.05.2014 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (далее – ООО «Томскводоканал», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2014 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – УФАС по Томской области, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу № 02-09/113-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).  

Решением Арбитражного суда Томской области от 27.11.2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.  

Не согласившись с решением суда, ООО «Томскводоканал» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и приять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:

- в действиях ООО «Томскводоканал» отсутствуют признаки объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.  Заявитель предпринял все возможные действия по оснащению многоквартирного дома № 31 по ул. Гагарина г. Томска общедомовыми приборами учета; тот факт, что в совокупности указанные действия не привели к установке прибора до 01.07.2013 г., нарушением норм не является, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) ресурсоснабжающие организации обязаны до 01.07.2013 г. совершить действия по оснащению приборами учета указанных объектов, в законе не говорится об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечить установку до указанной даты.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка соблюдения организациями законодательства об энергосбережении, в ходе которой установлено, что ООО «Томскводоканал» в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2013 г. не обеспечило установку общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом  доме, расположенном по адресу:  г. Томск, ул. Гагарина, 31.

По результатам проверки 12.05.2014 г. прокурором Советского района г. Томска в отношении ООО «Томскводоканал» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Постановление прокурора и материалы дела переданы на рассмотрение в УФАС по Томской области.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС по Томской области вынесло постановление от 27.05.2014 г. о привлечении ООО «Томскводоканал» к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением УФАС по Томской области, ООО «Томскводоканал» обратилось в арбитражный  суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, вины в его совершении и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Федеральный закон № 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в пункте 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу части 12 статьи 13 названного Закона до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи), в части оснащения их прибора-ми учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Таким образом, обязанность по оснащению приборами учета  коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 г. была возложена на собственников жилых помещений.

В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 г., в срок до 01.07.2013 г. возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «Томскводоканал» на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем г. Томска от 18.12.2010 г. осуществляет на территории г. Томска снабжение холодной водой и водоотведение.

Следовательно, Общество, как организация, осуществляющая снабжение водой, обязана до 01.07.2013 г. совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя, о том, что часть 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ не предусматривает обязанности заявителя обеспечить установку в срок до 01.07.2013 г., а устанавливает лишь требование выполнить действия по установке прибора учета до 01.07.2013 г., которые Обществом исполнены, как основанный на неверном толковании норм права.

Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, 31, в срок до 01.07.2013 г. установка общедомового коллективного прибора учета не произведена, что свидетельствует о нарушении части 12 статьи 13 Федерального закона 261-ФЗ.

Из анализа положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 216-ФЗ следует, что управляющая организация не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.

Вместе с тем, положения частей  9, 12 статьи 13 Федерального закона № 216-ФЗ прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению много-квартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов, возложена на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе водой.

Таким образом, обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, возложена на ресурсоснабжающую организацию - заявителя по настоящему делу.

ООО «Томскводоканал» не выполнило все возможные действия по оснащению многоквартирного дома № 31 по ул. Гагарина, г. Томска общедомовыми приборами учета.

Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о нарушении Обществом законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, Федерального закона № 261-ФЗ.

В

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А27-10653/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также