Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А27-18684/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                       Дело № А27-18684/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе судьи  Бородулиной И.И.

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Гальчук М.М., после перерыва помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи  

при участии:

от заявителя: до перерыва Оноприенко Е.Н. по доверенности от 01.01.2015 (до 31.12.2015), после перерыва: без участия,

от заинтересованного лица: до перерыва: Позднякова К.И. по доверенности от 08.10.2014 (на 1 год), после перерыва: Шальневой О.Е. по доверенности от 19.06.2014 (на 3 года),

рассмотрев  в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «БелПрок Трейд»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.12.2014 по делу №А27-18684/2014,

рассмотренному в порядке упрощенного производства, 

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БелПрок Трейд» (Кемеровская область, город Кемерово, ОГРН 1134205021741, ИНН 4205273782)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (Кемеровская область, город Кемерово, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)

о признании недействительным решения от 26.05.2014 №44419 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 9 800 рублей

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «БелПрок Трейд» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее  – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.05.2014 №44419 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 9 800 рублей.

Решением от 02.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные  требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Инспекция просит оставить решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное,  апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении   дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней. 

В судебном заседании 30 января 2015 года был объявлен перерыв до 09 часов 05 минут 06 февраля 2015 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя налогового органа, поддержавшего свою позицию по делу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отмене решение суда первой инстанции по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией на основании материалов по результатам проведенной представленной обществом 13.03.2014 уточненной налоговой декларации за ноябрь 2013 по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза принято решение 26.05.2014 № 44419, которым ООО «БелПрок Трейд» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 9 800 рублей.

Основанием для привлечения ООО «БелПрок Трейд» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, послужило предоставление обществом 49 документов позднее установленного  Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее - Протокол об экспорте и импорте товаров) срока.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 04.08.2014 №386 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции утверждено.

Считая указанное решение Инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном привлечении общества к ответственности по статье 126 НК РФ, поскольку  по факту непредставления документов одновременно с декларацией за ноябрь 2013 года по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза, что предусмотрено пунктом 8 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», подлежали применению нормы внутригосударственного российского налогового законодательства.

Суд апелляционной инстанции, отменяя обжалуемый судебный акт, исходит из доводов апелляционной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Согласно оспариваемому решению обществу вменяется в вину представление в налоговый орган документов в количестве 49 штук позже установленного  Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» срока.

Вместе с тем, привлекая общество к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствие со статьей 1 НК РФ Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов о налогах субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 НК РФ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10. 2000 образована международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Российская Федерация является государством - членом указанной международной организации.

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества - Высший орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принял решение (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза»), согласно которому с 01.07.2010 вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» и принятые в соответствии с ним Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» и Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».

Пунктом 8 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган соответствующей налоговой декларации по форме, установленной законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). При этом одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы: заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде; выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза; счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза.

Пунктом 9 статьи 2 данного Протокола установлено, что в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 настоящей статьи, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств - членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Таким образом, данным международным соглашением регламентированы основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности и предусмотрены специальные случаи, когда к правоотношениям, возникающим в рамках действия данного Протокола, возможно применение норм, установленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в частности возможно применение мер ответственности в случаях непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации по уплате косвенных налогов или неуплаты или несвоевременной уплаты налога. Также предусмотрено привлечение к ответственности за несоответствие данных декларации данным, полученным в рамках информационного обмена между государствами.

Вместе с тем, Протокол не содержит указания на применение каких-либо мер налоговой ответственности, установленных национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Протоколе срока представления документов, поименованных в пунктах 1 - 8 пункта 2 Протокола.

Принимая во внимание, что сроки представления налоговой декларации и сроки представления документов установлены общей нормой пункта 8 статьи 2 рассматриваемого Протокола, а также то, что при установлении в пункте 9 статьи 2 Протокола механизма привлечения к ответственности с применением норм национального законодательства, положения Протокола также указывают на пункт 8 статьи 2 Протокола, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в указанном соглашении установлен специальный порядок привлечения к ответственности с применением норм национального законодательства при нарушении положений пункта 8 статьи 2 Протокола. Таким образом, в Протоколе установлена специальная норма, регламентирующая порядок привлечения к ответственности, не предусматривающая применения норм национального законодательства.

С учетом  изложенного у  налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Ссылка налогового органа на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 22.12.2009 № 9918/09, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего:

- указанный судебный акт касается иной редакции Протокола об экспорте и импорте товаров, тогда как примененный в настоящем деле Протокол содержит механизм привлечения к ответственности за нарушение его положений;

- согласно статье 7 НК РФ о приоритете международного договора положения Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения;

- по вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства (данная позиция изложена в вышеназванном постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 № 9918/09);

- поскольку ответственность за несвоевременное представление документов, поименованных в подпунктах 1 – 8 пункта 8 статьи 2 Протокола об экспорте и импорте товаров, как документов, представляемых одновременно с декларацией, не установлена, а при установлении в пункте 9 статьи 2 Протокола механизма привлечения к ответственности с применением норм национального законодательства положения Протокола также указывают на его пункт 8 статьи 2, следовательно, оснований для «компенсирующего» применения

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А27-10606/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также