Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А03-8493/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                                                         Дело № А03-8493/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Ждановой Л.И.

судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,

при участии:

от истца: без участия (извещен),

от ответчика: Мешина А.В., доверенность от 21.10.2014,

от третьего лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» (07АП-12523/2014) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.11.2014 по делу № А03-8493/2014 (судья Зверева В.А.)

по иску администрации города Барнаула (ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269)

к открытому акционерному обществу «Барнаульская теплосетевая компания» (ОГРН 1122224002339, ИНН 2224152780),

третье лицо: комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула,

об обязании принять имущество по договору об эксплуатации бесхозного имущества,

УСТАНОВИЛ:

администрация города Барнаула (далее – администрация) обратилась с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к открытому акционерному обществу «Барнаульская теплосетевая компания» (далее – ОАО «БТСК», общество) об обязании ответчика принять на обслуживание по актам приема-передачи объекты теплоснабжения, указанные в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Исковые требования обоснованы статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением, ОАО «БТСК» в апелляционной жалобе, письменных дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование подателем указано, что из дословного толкования пункта 2.2.12 договора следует обязанность общества по принятию только тех бесхозяйных объектов, которые будут выявлены вновь после даты заключения договора (после 16.01.2014). Объекты же по адресам: Павловский тракт, 28; ул. Гужтранспортная, 8; от ТК-1 до ТК-7 па жилые дома по адресу: 9-й Заводсвой проезд, 8, 14, 12, 18, до дома по пр. Красноармейскому, 108, до дома по ул. Витебской, 1 непосредственное присоединение к тепловым сетям ОАО «БТСК» не имеют. ОАО БТСК не обязано доказывать факт наличия собственников на спорные объекты. Указанные в иске бесхозяйные объекты теплоснабжения истцом не поставлены на учет в уполномоченном органе в качестве бесхозяйных, что лишает ответчика законного права на компенсацию затрат путем включения их в тариф па тепловую энергию. В перечень спорных объектов помимо участков бесхозяйных тепловых сетей истец безосновательно включил оборудование бойлерной (позиции №№ 82,83), а также ряд позиций, обслуживание которых невозможно по независящим от ответчика причинам (позиции №№ 55,56,71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78). Возложение на теплосетевую организацию обязанностей по обслуживанию тепловых сетей в порядке пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении органом местного самоуправления может быть реализовано лишь посредством издания соответствующего ненормативного правового акта. Суд первой инстанции не дал оценки доводам истца о том, что часть передаваемых тепловых сетей не имеет каких-либо характеристик и описаний.

Администрация в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонила, решение суда просила оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, дополнения к ней по изложенным в них основаниям.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции полагает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 07.11.2013 (л.д. 32 т. 1) комитет направил в адрес общества перечень бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства для принятия их на обслуживание ОАО «БТСК». В целях предупреждения порчи либо утраты имущества, которое поступит в собственность городского округа – города Барнаула, предложено в срок до 13.11.2013 проинформировать комитет.

В письме от 30.12.2013 (л.д. 33 т. 1) ОАО «БТСК» сообщило, что в настоящее время общество проводит работу по обследованию бесхозяйных тепловых сетей с целью определения их технического состояния. Этим же письмом в адрес комитета направлены на согласование 96 актов обследования (из 145 представленных на рассмотрение участков) бесхозяйных тепловых сетей. Сообщено, что оставшиеся акты будут направлены по мере готовности.

Письмом от 03.03.2014 (л.д. 34 – 35 т. 1) ответчик истцу направил перечень объектов бесхозяйных сетей и тепловых пунктов (приложение №1) для включения в договор обслуживания. В дополнение к письму от 30.12.2013 высланы на согласование оставшиеся акты обследования бесхозяйных тепловых сетей, принимаемых обществом на обслуживание в соответствии с приложением №1. При этом к данному письму отдельно приложены: перечень участков бесхозяйных тепловых сетей, принимаемых ОАО «БТСК» на обслуживание (77 пунктов); перечень участков бесхозяйных тепловых сетей, не принимаемых ОАО «БТСК» на обслуживание (55 пунктов); акты обследования бесхозяйных тепловых сетей и тепловых пунктов – 30 актов.

Письмом от 07.04.2014 (л.д. 46 – 47 т. 1) администрация, ссылаясь на возможность возникновения аварийных ситуаций, просила общество ускорить процесс принятия всех бесхозяйных объектов теплового хозяйства.

Неисполнение ОАО «БТСК» указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика по принятию на обслуживание спорных бесхозяйных тепловых сетей вытекает из положений части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении. При этом судом указано, что факт отсутствия сведений о собственниках тепловых сетей по вышеназванным адресам, которые непосредственно соединены с бесхозяйным участком тепловых сетей, не имеет правового значения, поскольку собственник этих сетей не является сетевой организацией. Ответчиком не представлены доказательства, что трубопровод по адресам: Павловский тракт, 28, ул. Гужтранспортная, 8, от ТК-1 до ТК-7 на жилые дома по адресу: 9-й Заводской проезд, 8, 14, 12, 18, до дома по проспекту Красноармейскому, 108, до дома по ул. Витебской, 1 не относится к бесхозяйной теплотрассе, в отношении которой администрацией принято решение о передаче их на обслуживание сетевой организации теплоснабжения. Судом также отклонены доводы ответчика о том, что объекты под порядковыми номерами: 55, 56, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81 невозможно принять на обслуживание, поскольку передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. Ответчиком не оспорено то обстоятельство, что спорные объекты имеют непосредственное присоединение к сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения, обслуживаемым ООО «БТСК». Передача теплового пункта на баланс теплотранспортной компании не означает смену собственника и безвозмездность сделки. До определения собственника спорного имущества, тепловой пункт подлежит передаче в ведение организации, непосредственно осуществляющей подачу энергии через присоединенную сеть. Делая вывод о необходимости удовлетворения заявленного требования в отношении оборудования двух бойлерных, суд исходил из того, что указанное имущество, относится к объектам инженерной инфраструктуры, тепловые сети которой непосредственно соединены с ними и в силу своего функционального назначения подлежат передаче на обслуживание в сетевую компанию.

Апелляционный суд не усматривает основания для отмены либо изменения решения суда, при этом исходит из следующего.

К числу вопросов местного значения городского округа Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию в границах городского округа теплоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 16, пункт 4.2 части 1 статьи 17).

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения городских округов направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 № 22-П, от 29.03.2011 № 2-П).

Исходя из названных норм права орган местного самоуправления наделен полномочиями по выбору теплосетевой организации или теплоснабжающей организации, на которую возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков сетей, поскольку именно они обязаны осуществлять надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, реализация предусмотренного частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении полномочия органом местного самоуправления по определению теплосетевой организации или теплоснабжающей организации с целью возложения на нее обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков служит одним из проявлений дискреционных полномочий органов местного самоуправления, необходимых для надежного и бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией.

Исходя из изложенного, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Порядок оформления бесхозяйного недвижимого имущества (объекта) с момента его выявления и до регистрации права муниципальной собственности на территории г. Барнаула, утвержден постановлением Администрации г. Барнаула №3272 от 16.10.2013 (л.д. 79 – 81 т. 1), согласно которому после выявления бесхозяйного недвижимого имущества администрация района в течение месяца направляет запросы в уполномоченные органы для подтверждения, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался. Затем в течение месяца осуществляется подготовка пакета документов, состоящего из подтверждений о том, что объект не имеет собственника (ответы на запросы), характеристик и описания объекта. В случае выявления бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) обязательно предоставление схемы прохождения сетей, с нанесением на нее выявленных участков. Кроме того, в качестве этапа предусмотрено проведение обследования технического состояния выявленного объекта, подготовка и направление специализированным обслуживающим организациям проектов договоров «Об эксплуатации бесхозяйного имущества» или дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам для включения объектов в перечень имущества, переданного в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что спорные бесхозяйные объекты теплосетевого хозяйства до 31.10.2013 были переданы на обслуживание ОАО «Алтайские коммунальные системы», необходимость

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А27-17022/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также