Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А67-4728/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                     Дело № А67-4728/2014

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Т.Е. Стасюк,

судей: В.М. Сухотиной, Д.Г. Ярцева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Н. Винниковой,

при участии в судебном заседании:

от истца – Федько А.А. по доверенности от 12.01.2015, удостоверение,

от ответчика –  Баяк И.Г. по доверенности от 20.10.2013, паспорт; Худотеплый А.В. по доверенности от 10.02.2013, паспорт,

от третьего лица – Горбулева М.А. по доверенности от 01.07.2014, паспорт,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Фармстандарт-Томскхимфарм» (рег.№ 07АП-12867/14)

на решение Арбитражного суда Томской области от 19 ноября 2014 года по делу №А67-4728/2014 (судья М.А. Фертиков)

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (ИНН 7017242314, ОГРН 1097017011409)

к Открытому акционерному обществу «Фармстандарт-Томскхимфарм» (ИНН 7019005904, ОГРН 1027000866221)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739,

о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны,

 

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее – Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Открытому акционерному обществу «Фармстандарт-Томскхимфарм» (далее – ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм») о признании права собственности Российской Федерации на встроенное защитное сооружение гражданской обороны №34 общей площадью 240,7 кв.м., являющееся частью нежилого здания, расположенного по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 211, с кадастровым номером 70:21:0100037:541, а именно: помещения подвала №5-23, 25, 26 согласно техническому паспорту по состоянию на 17.04.2000 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения иска – т. 2 л. д. 97).

Исковые требования основаны на положениях статей 12, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что вышеназванное имущество, являясь объектом гражданской обороны, находится в федеральной собственности в силу закона, в связи, с чем регистрация права собственности ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» на спорный объект является незаконной.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 24.07.2014 привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области.

Решением Арбитражного суда Томской области от 19 ноября 2014 года исковые требования Территориального управления удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу решением, ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, существенное нарушение норм процессуального права; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.

В обоснование к отмене судебного акта заявитель указывает, что недвижимое имущество не может считаться заведомо относящимся к объектам федеральной собственности при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих характер его использования и площадь. Кроме того, по мнению заявителя, истцом не доказано нахождение защитных сооружений в собственности Российской Федерации. Также, заявитель полагает несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что защитное сооружение №34 не могло быть в 1992 году приватизировано в силу закона и, соответственно, сделка по его приватизации ничтожна, как противоречащая закону. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на расхождение в площади защитного сооружения, указанной в паспорте и карточке учета объекта, как защитного сооружения и площади объекта, на который истец просит признать право федеральной собственности. В жалобе, заявитель находит не обоснованными и противоречащими имеющимся по делу доказательствам выводы суда о том, что защитное сооружение №34 имело особый статус на момент приватизации предприятия. Кроме того, ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» просит принять во внимание то, что истец не является владеющим собственником, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а также пропущен срок исковой давности.

Истец и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители истца и третьего лица, полагая жалобу не обоснованной, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно паспорту защитного сооружения объект гражданской обороны (противорадиационное укрытие) находится по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 211, 1985 года приемки в эксплуатацию, вместимостью 250 человек, площадью 144 кв.м, расположение убежища: встроенное в шестиэтажное здание (т. 1 л. д. 10-11).

Здание по адресу: пр. Ленина, 211 г. Томска согласно сведениям ЕГРП и техническому паспорту от 17.04.2000 является шестиэтажным зданием с подвалом, 1985 года постройки.

06.02.2003 Территориальное управление, осуществляя полномочия собственника в отношении защитного сооружения № 34 объект гражданской обороны, заключило с ОАО «Ай Си ЭН Томскхимфарм» договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, в соответствии с которым ОАО «Ай Си ЭН Томскхимфарм» на ответственное хранение передано встроенное защитное сооружение гражданской обороны по пр. Ленина, 211, г. Томск (т. 1 л. д. 12-15).

23.11.2009 ответчик обратился с заявлением в Территориальное управление о переоформлении договора ответственного хранения в связи с изменением фирменного наименования ОАО «Ай Си ЭН Томскхимфарм» на ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» (т. 1 л. д. 16). Факт переименования подтверждается уставом ответчика – т. 1 л. д. 176).

25.12.2009 между Территориальным управлением и ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» заключен договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, по которому Территориальное управление при участии ГУ МЧС России по Томской области передает ответчику без права отчуждения объект гражданской обороны по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 211 и Электросирену С-40 в количестве 2 шт. (т. 1 л. д. 17-20).

Согласно пункту 4.1 договора от 25.12.2009 объекты и имущество ГУ МЧС России Томской области являются исключительно федеральной собственностью. Объекты и имущество, являющиеся предметом настоящего договора, в соответствии с действующим законодательством не подлежат приватизации из федеральной собственности и не подлежат включению в состав имущества ликвидируемого государственного предприятия государственного учреждения), а также в состав конкурсной массы при банкротстве государственного предприятия.

В 2014 году при проведении проверки ГУ МЧС России по Томской области Территориальному управлению вынесено предписание №12 об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Пунктом 30 Территориальному управлению указано на необходимость выполнить мероприятия по признанию право собственности на защитное сооружение ГО расположенное по адресу: 634009, г. Томск, пр. Ленина, 211.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.07.2014 все шестиэтажное нежилое здание по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 211 площадью 3695 кв.м., в котором находятся спорные помещения, принадлежит на праве собственности ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» (т. 1 л. д. 22)

Регистрация ответчиком права собственности на помещение убежища, общей площадью 240,7 кв.м., по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 211, которое в силу закона является объектом федеральной собственности Российской Федерации, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что объект, на который истце просит признать право собственности Российской Федерации, изначально был создан как объект гражданской обороны, имеет площадь 240,7 кв.м, и не подлежал приватизации в силу прямого указания закона.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам по существу спора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 5 той же статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление N 3020-1).

Согласно пунктам 1 - 3 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В силу пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Указанные объекты, в соответствии с изложенным выше могут быть переданы в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Право собственности на Административно-бытовой корпус, находящийся по адресу пр. Ленина, 211 в г. Томске перешло к  ответчику в результате приватизации Томского химико-фармацевтического завода (т. 1 л. д. 98-114).

При этом в акте оценки стоимости основных средств Томского химико-фармацевтического завода на 01.07.1992 указан административно-бытовой корпус, сведений о защитном сооружении акт не содержит.

В учетной карточке защитного сооружения, составленной ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм», указано расположение защитного сооружения №34 - пр. Ленина, 211, АБК.

Согласно паспорту защитного сооружения 3 категории, защитное сооружение №34 расположено по указанному выше адресу, дата его приемки в эксплуатацию- 28.01.1985, вместимость 250 человек, площадь 144 кв.м., общий объем 600 м.куб. В мирное время объект эксплуатируется ОАО «Ай Си Эн Томскхимфарм».

В приложении к паспорту защитного сооружения №34 от 22.01.2013 имеется план защитного сооружения и наименование помещений убежища, в соответствии с которым убежище находится в помещениях №№ 5-23, 25,26 подвала здания по пр. Ленина, 211. Исходя из площади указанных помещений, общая площадь защитного сооружения в действительности составляет 240,7 кв.м.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что объект недвижимости, на который истец просит признать право собственности, не соответствует площади, указанной в паспорте защитного сооружения.

Факт нахождения защитного сооружения №34 в спорных помещениях материалами дела подтвержден, ответчиком не опровергнут.

Из

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А27-18132/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также