Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу n А27-20449/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Томск Дело № А27-20449/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 г. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.А. Скачковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Горецкой без использования средств аудиозаписи, при участии в заседании: от заявителя - без участия (извещен), от административного органа - без участия (извещен), рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2014 г. о прекращении производства по делу № А27-20449/2014 (судья И.А. Конарева) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» (ОГРН 1064205110122, ИНН 4222010511, 652740, Кемеровская область, ул. Комсомольская, д. 20) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250, 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 19 А) об оспаривании постановления № АТ-546-в от 21.10.2014, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее – заявитель, общество, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее – административный орган, управление, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № АТ-546-в от 21.10.2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства. Определением суда от 24.12.2014 производство по делу № А27-20449/2014 прекращено. Не согласившись с данным определением суда, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, рассмотреть вопрос по существу. В обоснование жалобы ее податель указывает, что спор связан с предпринимательской деятельностью, носит экономический характер и должен быть рассмотрен именно в арбитражном суде. Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе. Административный орган представил возражения на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в которых просит определение суда оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По его мнению, определение суда законно и обоснованно. Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. 12.02.2015 в суд апелляционной инстанции от управления поступило извещение о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, 19.02.2015 от заявителя - соответствующее ходатайство. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции, 01.10.2014 административным органом по факту получения информации о внесении обществом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2 квартал 2014 года с нарушением установленных законодательством сроков возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение № АТ-546-в. Роспотребнадзором установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в ходе производственно-хозяйственной деятельности во 2 квартале 2014 года общество оказывало негативное воздействие на окружающую природную среду и осуществляло выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, а также размещало отходы производства и потребления. Осуществление указанной деятельности подтверждено расчетом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2 квартал 2014 год, согласно которому за указанный период начисление платы за негативное воздействие составило 2519305,14 рублей. Внести указанную плату обществу должно было до 20.07.2014, фактически общество произвело оплату только 24.07.2014, что является нарушением требований части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 28 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду». 13.10.2014 в отношении общества должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении № АТ- 546-в ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. 21.10.2014 в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания № АТ-546-в о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70000 руб. Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции, исходя из характера спора и объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения, пришел к выводу о том, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. На основании части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 262-О и от 20 февраля 2014 г. № 261-О). В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что постановления могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из совокупности приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений высших судов, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. Как следует из заявления общества, предметом спора по настоящему дела является постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области № АТ-546-в от 21.10.2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ. Вместе с тем статья 8.41 включена в главу 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ. Данной статьей установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. То есть правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей среды. Иными словами, в рассматриваемом случае, привлечение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» к административной ответственности связано не с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, а с необходимостью соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом оснований полагать, что данное административное правонарушение было совершено юридическим лицом - обществом в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется. При таких обстоятельствах, учитывая, что статья 8.41 КоАП РФ направлена на охрану правоотношений в области природоохранного законодательства, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью его арбитражному суду. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 261-О указано, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ направлены на то, чтобы исключить рассмотрение арбитражным судом, в частности, дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относящихся к подведомственности арбитражных судов, установленной российским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона. В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу n А27-20166/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|