Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А27-15294/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-15294/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кривошеиной С. В. судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю. без участия лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2014 по делу № А27-15294/2014 (судья Кормилина Ю.Ю.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новокузнецкий домостроительный комбинат» (ИНН 4253005261, ОГРН 1124253000673), Кемеровская область, г. Новокузнецк, к муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (ИНН 4216006034, ОГРН 1024201467509), Кемеровская область, г. Новокузнецк, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (ИНН 4217131091, ОГРН 1114217000413), Кемеровская область, г. Новокузнецк, о взыскании 36 738,14 руб. неосновательного обогащения, третье лицо: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104» (ИНН 4253008551, ОГРН 1124253005018), Кемеровская область, г. Новокузнецк, У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новокузнецкий домостроительный комбинат» (далее - ООО «УК «НДСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее - КУМИ г. Новокузнецка) о взыскании в качестве неосновательного обогащения 36 738,14 руб. расходов на содержание и ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Звездова, 14, в котором Комитету принадлежит нежилое помещение № 109 площадью 1616 кв.м. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104» (далее – МБ ДОУ «Детский сад № 104», третье лицо). 24.10.2014 судом вынесено определение о привлечении в качестве ответчика муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (далее – Комитет ЖКХ г. Новокузнецка). Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2014 заявленные исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета ЖКХ г. Новокузнецка за счет казны муниципального образования в пользу ООО «УК «НДСК» 35 772,51 руб. неосновательного обогащения, 1 947,43 руб. расходов от уплаты государственной пошлины, всего – 37 719,94 руб. Не согласившись с решением суда, Комитет ЖКХ г. Новокузнецка обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. В обоснование своих доводов апеллянт указывает, что КУМИ г. Новокузнецка, осуществляющее полномочия собственника спорного нежилого помещения в многоквартирном доме, в силу закона обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома, вне зависимости от функционального назначения нежилого помещения и наличия (отсутствия) договора с управляющей организацией. МБДОУ «Детский сад № 104» должно производить оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доли, а в случае недостаточности средств – собственник имущества. КУМИ г. Новокузнецка в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета ЖКХ г. Новокузнецка - без удовлетворения. ООО «УК «НДСК» и МБ ДОУ «Детский сад № 104» отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в материалы дела не представили. Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ» принадлежит на праве собственности нежилое помещение № 109, площадью 1616 кв.м, расположенное в подвале и на первом этаже жилого дома по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Звездова, 14, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.06.2014 № 06/022/2014-436. 14.01.2013 в отношении указанного нежилого помещения зарегистрировано право оперативного управления МБ ДОУ «Детский сад №104» (запись № 42-42-06/222/2012-249). ООО «УК «НДСК» осуществляет управление и эксплуатацию многоквартирным жилым домом по адресу: г. Новокузнецк, ул. Звездова, 14 (договор управления многоквартирным домом от 30.07.2012). ООО «УК «НДСК», являясь обслуживающей организацией данного жилого дома, оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома. Полагая, что муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» обязано нести расходы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, ООО «УК «НДСК» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском. Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы управляющей компании по оказанию ею услуг на содержание и ремонт общего имущества жилого дома за период, предшествующий передаче помещения в оперативное управление МБ ДОУ «Детский сад №104», подлежат возмещению с муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета ЖКХ г. Новокузнецка за счет казны муниципального образования. Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичная норма содержится и в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у граждан и организаций возникает из договоров социального найма, договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и договоров аренды жилого помещения с момента заключения таких договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ, пунктами 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 (далее - Правила № 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера их финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 32 Правил № 491 при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений. Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья (статьи 153, 155 ЖК РФ). По мнению апеллянта, оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доли должно производить МБДОУ «Детский сад № 104», а в случае недостаточности средств – собственник имущества. Согласно пунктам 1, 2 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ», являясь собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул. Звездова, 14, пом. 109, площадью 1616 кв.м, обязано вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги до даты регистрации права оперативного управления МБ ДОУ «Детский сад № 104». При этом суд правомерно определил, что в данном случае указанная плата подлежит взысканию с муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета ЖКХ г. Новокузнецка. Доводы апеллянта о том, что не он, а КУМИ г. Новокузнецка, осуществляющее полномочия собственника спорного нежилого помещения в многоквартирном доме, в силу закона обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома, вне зависимости от функционального назначения нежилого помещения и наличия (отсутствия) договора с управляющей организацией, не принимаются апелляционным судом. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 3.1.1 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А45-24282/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|