Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А45-9855/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-9855/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кривошеиной С. В. судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю. А. с использованием средств аудиозаписи при участии: Васильченко И. Е. по дов. от 06.11.2013, Брагиной Н. А. по дов. от 27.10.2014, Коптевой Н. П. по дов. от 01.08.2014, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества «Инвестиционно-строительная корпорация «Заельцовское» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.11.2014 по делу № А45-9855/2014 (судья Юшина В. Н.) по заявлению закрытого акционерного общества «Инвестиционно-строительная корпорация «Заельцовская» (ИНН 5406158206, ОГРН 1025402449137), г. Новосибирск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Новосибирской области, г. Новосибирск, Петрову Юрию Александровичу, г. Новосибирск, о признании недействительным решения налогового органа, У С Т А Н О В И Л: Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества «Инвестиционно-строительная корпорация «Заельцовская» Кугушев Виктор Николаевич (далее также –конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Новосибирской области (далее – МИФНС № 16 по Новосибирской области, регистрирующий орган, Инспекция), ликвидатору закрытого акционерного общества «Приборкомплекс» Петрову Юрию Александровичу (далее также - ликвидатор «Приборкомплекс») о признании недействительным решения Инспекции № 5833А от 21.02.2014. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит (с учетом уточнения просительной части жалобы представителем в судебном заседании) решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции конкурсный управляющий ссылается на то обстоятельство, что при осуществлении государственной регистрации ликвидации ЗАО «Приборкомплекс» не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок ликвидации юридического лица, Инспекцией не учтено, что ликвидатором «Приборкомплекс» не включена в ликвидационный баланс задолженность перед ЗАО «ИСК «Заельцовская». МИФНС № 16 по Новосибирской области в представленном отзыве на апелляционную жалобу заявителя не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным. Ликвидатор «Приборкомплекс» Петров Ю.А. отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представил. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме; представители Инспекции и ликвидатора «Приборкомплекс» против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Инспекции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 28.11.2013 единственный акционер ЗАО «Приборкомплекс» Петров Ю.А. принял решение о ликвидации данного общества, полномочия ликвидатора возложил на себя. 13.02.2014 ликвидатором Петровым Ю.А. принято решение об утверждении ликвидационного баланса ЗАО «Приборкомплекс». Ликвидатором ЗАО «Приборкомплекс» Петровым Ю.А. в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; решение; ликвидационный баланс; платежное поручение об уплате государственной пошлины; доверенность от 10.02.2014. На основании решения Инспекции от 21.02.2014 № 5833А произведена государственная регистрация прекращения деятельности ЗАО «Приборкомплекс» в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись № 2145476309790. Конкурсный управляющий ЗАО «ИСК «Заельцовская» Кугушев В.Н., полагая, что права и законные интересы нарушены, поскольку ЗАО «ИСК «Заельцовская» является кредитором ЗАО «Приборкомплекс», обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующим органом правомерно принято решение о государственной регистрации ликвидации ЗАО «Приборкомплекс». Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). В соответствии со статьей 20 Закона № 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В силу пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Согласно пункту 3 статьи 22 Закона № 129-ФЗ вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такие основания закреплены в статье 23 Закона № 129-ФЗ, ими являются: а) непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; б) предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (часть 1 статьи 63 ГК РФ). Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. Исходя из анализа указанных положений ГК РФ и Закона № 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 11925/12). Согласно выписке из ЕГРЮЛ Петров Ю.А. являлся единственным акционером ЗАО «Приборкомплекс»; на основании решения единственного акционера от 28.11.2013 он же является ликвидатором данного общества. Как следует из материалов дела, ликвидатор Петров Ю.А. представил в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный в статье 21 Закона № 129-ФЗ, в связи с чем регистрирующий орган посчитал, что не имелось оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО «Приборкомплекс» в связи с ликвидацией. По мнению апеллянта, при осуществлении государственной регистрации ликвидации ЗАО «Приборкомплекс» не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок ликвидации юридического лица: ликвидатором не была включена в промежуточный и ликвидационный балансы задолженность ЗАО «Приборкомплекс» перед ЗАО «ИСК «Заельцовская» (сумма неосновательного обогащения, рассчитанная исходя из стоимости векселя № 35 в размере 9 308 0000 руб., выданного ЗАО «ИСК «Заельцовская» - ЗАО «Приборкомлекс»), в связи с чем сведения, содержащиеся в них, являются недостоверными, следовательно, регистрирующий орган неправомерно произвел Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А45-22250/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|