Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А03-18640/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А03-18640/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей М.Х. Музыкантовой, Л.Е. Ходыревой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко без  использования средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - без участия (извещен),

от заинтересованного лица - без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 декабря 2014 г. по делу № А03-18640/2014 (судья С.В. Янушкевич)

по заявлению закрытого акционерного общества «Ремис» (ОГРН 1132201000326, ИНН 2231004990, 658121, Алтайский край, Алейский район, ст. Язевка-Сибирская, ул. Целинная, д. 14)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю (ОГРН 1042200506996, ИНН 2201006704, 658130, Алтайский край, г. Алейск, ул. Олешко, д. 57)

о признании недействительным решения № Р-07-017 от 28.07.2014 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Ремис» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Ремис») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России № 10 по Алтайскому краю) о признании недействительным решения от 28.07.2014 № Р-07-017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Решением суда от 16.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в требовании, направленном в адрес заявителя, инспекция в целях установления фактических обстоятельств вне рамок проведения налоговых проверок просила предоставить информацию относительно финансово-хозяйственной деятельности с ЗАО «СМЦ-Трейд», согласно договору поставки от 24.04.2013 № 03-13.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В апелляционной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя инспекции. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, 28.07.2014 Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю принято решение № Р-07-017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, которым ЗАО «Ремис» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 15.09.2014 жалоба оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.

Считая решение о привлечении к налоговой ответственности недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что  ни вышеуказанное требование, ни поручение об истребовании документов не содержат указаний в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) и в связи с чем запрашивается информация в отношении ЗАО «СМЦ-Трейд». В указанном требовании не поименованы конкретные документы, тем не менее, на заявителя возложена обязанность представить заверенные копии документов без указания, каких, что свидетельствует о несоблюдении инспекцией требований, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается по существу с судебным актом суда первой инстанции по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

Из части 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В силу части 2 статьи 93.1 НК РФ, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Согласно части 3 статьи 93.1 НК РФ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В соответствии с частью 4 статьи 93.1 НК РФ, в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о предоставлении документов (информации) содержатся в Приказе Федеральной налоговой службы № ММ-3-06/338@ от 31.05.2007 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее - Приказ ФНС России от 31.05.2007).

В соответствии с приложением № 6 Приказа ФНС России от 31.05.2007 в поручении указывается:

1) у кого истребуются документы (информация): полное наименование организации (ФИО физического лица), ИНН/КПП (ИНН физического лица), место нахождения организации (место жительства физического лица);

2) что истребование производится на основании статьи 93.1 НК РФ;

3) перечень истребуемых документов с указанием наименования, реквизитов, иных индивидуализирующих признаков документов с указанием периода, к которому они относятся;

4) истребуемая информация; при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку;

5) чьей деятельности касаются документы (информация): (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП;

6) в связи с чем запрашиваются документы (информация): указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

Аналогичные требования содержатся в приложение № 5 Приказа ФНС России от 31.05.2007 и касаются формы требования о предоставлении документов (информации).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (часть 5 статьи 93.1 НК РФ).

Как следует из части 6 статьи 93.1 НК РФ, отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что налоговый орган в ходе проведения проверки вправе затребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, либо вне рамок налоговых проверок на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ - информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом налоговый орган, как в поручении, так и в требовании о предоставлении документов (информации) должен указать, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы или информация. При применении указанных положений необходимо иметь в виду, что в отличие от нормы пункта 1 статьи 93.1 НК РФ положения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ предоставляют налоговым органам право истребовать у соответствующих лиц лишь информацию о конкретной сделке, а не сами первичные и иные аналогичные документы, касающиеся такой сделки, или их копии.

Кроме того налоговый орган, как в поручении, так и в требовании о предоставлении документов (информации) должен указать, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы или информация, и в этом случае указать  сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.

Как следует из материалов дела, налоговый орган направил в адрес ЗАО «Ремис» требование № 07-03/194 от 07.05.2014 о предоставлении документов (информации) во исполнение поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края № 06-2-61/1592, поручение приложено к требованию.

Апеллянт в жалобе указывает, что в требовании, направленном в адрес заявителя, инспекция в целях установления фактических обстоятельств, вне рамок проведения налоговых проверок, просила предоставить информацию относительно финансово-хозяйственной деятельности с ЗАО «СМЦ-Трейд» согласно договору поставки от 24.04.2013 № 03-13.

Судебная коллегия отклоняет указанный довод, поскольку в нарушение требований стать 93.1 НК РФ, Приказа ФНС России от 31.05.2007 в требовании № 07-03/194 от 07.05.2014, равно как и в поручении необходимых реквизитов и информации не содержится.

Так, требование № 07-03/194 от 07.05.2014 о предоставлении документов (информации) не содержит указания при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении информации, а также обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки.

В данном случае требование содержало формулировку «вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки».

Вместе с тем приведение данной формулировки в требовании не исключает обязанность налогового органа четко указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении информации, поскольку такая обязанность предусмотрена пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ в случае истребования как документов, так и информации.

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А45-8671/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также