Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А27-17351/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                  Дело № А27-17351/2014

24 марта 2015 года

резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.,

судей Колупаевой Л. А., Музыкантовой М. Х.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Кульковой Т. А.,

при участии:

от заявителя: Вислогузовой Е. В., доверенность № 13 от 17.03.2015 года, Хомского Д. В., доверенность № 22 от 23.03.2015 года,

от заинтересованного лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Новокузнецкого линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.12.2014 года по делу № А27-17351/2014 (судья Власов В. В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС», г. Прокопьевск (ОГРН 1024201755940, ИНН 7716154981)

к Новокузнецкому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, г. Новокузнецк (ОГРН 1104220002831, ИНН 4220043543)

о признании незаконным решения от 10.06.2014 № 2/8-8878,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «АЭРОКУЗБАСС» (далее – ООО «АЭРОКУЗБАСС», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к Новокузнецкому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее – Новокузнецкий ЛО МВД России, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.06.2014 № 2/8-8878 об отказе в проведении первичной периодической проверки работников службы авиационной безопасности ООО «АЭРОКУЗБАСС» на пригодность к действиям в условиях применения огнестрельного оружия и специализированных средств, обязании Новокузнецкого ЛО МВД России на основании письма ООО «АЭРОКУЗБАСС» от 19.05.014 № 571 организовать проведение и провести первичную периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях применения огнестрельного оружия и специализированных средств работников службы авиационной безопасности ООО «АЭРОКУЗБАСС», подлежащих периодическим проверкам на пригодность к действиями в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, а также об установлении Новокузнецкому ЛО МВД России срока, для организации и проведения первичной периодической проверки на пригодность к действиям в условиях применения огнестрельного оружия и специализированных средств работников службы авиационной безопасности ООО «АЭРОКУЗБАСС, в течение 45-ти календарных дней с даты вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Новокузнецкий ЛО МВД России в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «АЭРОКУЗБАСС» имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 21 мая 2013 серия РХИ № 0136730.

19 мая 2014 в соответствии с подпунктом 35.1 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (Приложение N 1 к Приказу МВД РФ от 29 июня 2012 N 647) заявитель обратился в УТ МВД России по СФО Новокузнецкий линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте с письмом № 571 о необходимости организации и проведения первичной периодической проверки сотрудников ООО «АЭРОКУЗБАСС» на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

10 июня 2014 Новокузнецкий ЛО МВД России решением № 2/8-8878 отказал в проведении первичной периодической проверки сотрудников общества на пригодность к действиям в условиях применения огнестрельного оружия и специализированных средств по следующим основаниям: 1. Работники служб авиационной безопасности не указаны в перечне категорий работников, подлежащих периодической проверке на пригодность к действиям в условиях связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. 2. Правила использования и применения служебного оружия, специальных средств не разработаны и не утверждены для служб авиационной безопасности или юридических лиц, являющихся эксплуатантами (авиационных предприятий).

Не согласившись с правомерностью указанного решения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.

В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Согласно пункту 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации.

Пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Данные положения закреплены также в пункте 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила).

На основании пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством: - предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; - охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; - исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; - предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра; - реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

В силу положений части 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно пункту 5 Правил службы авиационной безопасности аэропорта службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Пунктом 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897, предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Таким образом, из системного анализа указанных норм следует, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"  (далее -  Закон № 150-ФЗ).

Статьей 10 Закона № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

В силу статьи 12 Закона № 150-ФЗ юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

Согласно статье 4 Закона № 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Пунктом 2 статьи 4 Закона № 150-ФЗ установлено, что предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «АЭРОКУЗБАСС» имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 21 мая 2013 серии РХИ № 0136730.

Согласно пунктам 2.2.4. и 2.2.4.5. Устава заявитель осуществляет следующие виды деятельности: деятельность терминалов (аэропортов и т. п.), управление аэропортом; обеспечение авиационной безопасности.

Заявитель обладает сертификатом эксплуатанта серии СЭ АОС № 211 от 14.02.2012, сертификатом соответствия № ФАВТ А.07.00641 от 01.10.2013 на организацию обеспечения авиационной безопасности, обеспечения безопасности воздушных судов, организацию обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, охрану воздушных судов, территории аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, Устава ООО «АЭРОКУЗБАСС» учитывая наличие разрешительной документации (сертификата соответствия № ФАВТ А.07.00641 от 01.10.2013 и разрешения на хранение и использования оружия и патронов к нему серии РХИ № 0136730) следует, что ООО «АЭРОКУЗБАСС» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через своё структурное подразделение - службу авиационной безопасности, оно имеет право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.

Право использования служебного оружия

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А27-14151/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также