Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А67-2415/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                               Дело № А67-2415/2014

резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015

текст постановления изготовлен в полном объеме 27 марта 2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С. Н. Хайкиной

судей: С.В. Кривошеиной, Н.А. Усаниной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи

 при участии:

от заявителя: без участия, извещен

от заинтересованного лица: Игнатьева О.А.ю – доверенность от 12.01.15, Гореликова О.Г. – доверенность от 12.01.15

от третьего лица: ООО «Горсети» - Курбетьева М.П. – доверенность от 23.11.14

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горсети» на решение Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 по делу № А67-2415/2014 (судья Ю. М. Сулимская)

по заявлению открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100) о признании незаконным предписания № 47 от 27.03.2014,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Кузнецова Людмила Юрьевна,

Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944),

общество с ограниченной ответственностью «Горсети» (ОГРН 1037000158513 ИНН 7017081040),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее – заявитель, ОАО «Томскэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление) от 27.03.2014 № 47.

Решением суда от 20.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью «Горсети» (далее – ООО «Горсети»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда в части выводов об использовании общедомового прибора учета в качестве расчетного с потребителями.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что спорный общедомовой прибор учета электрической энергии (далее – ОДПУ) установлен ООО «Горсети» во исполнение требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530); Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442) не применимы к рассматриваемому спору; ООО «Горсети» имело право на установку ОДПУ в многоквартирном доме; ОДПУ используется на законных основаниях, доказательств его неисправности нет; действующим законодательством не предусмотрено участие собственников помещений в многоквартирном доме при приемке ОДПУ в качестве расчетного; гарантирующий поставщик энергии – ОАО «Томскэнергосбыт», как представитель потребителей, был уведомлен об установке ОДПУ.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление не согласно с доводами ООО «Горсети», считает решение суда не подлежащим изменению.

Третьи лица Кузнецова Л.Ю., Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей указанных третьих лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в Управление из Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступили материалы проверки по обращению потребителя, проживающего в жилом доме по адресу: Томская область, Томский район, пос. Зональная станция, ул. Рабочая, 12, по факту отсутствия правовых оснований для выставления ОАО «Томскэнергосбыт» в платежных документах (счетах-квитанциях) собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды.

В ходе проведенной проверки Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно статей 8, 10, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1); пунктов 31, 32, 33, 40, 44, 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, (далее – Правила № 354) при оформлении ОАО «Томскэнергосбыт» платежных документов, о чем составлен акт проверки от 20.02.2014 № 48.

По результатам рассмотрения поступивших из Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области материалов Управлением 27.03.2014 выдано предписание № 47, которым ОАО «Томскэнергосбыт» предложено обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов, а именно: информацию, предоставляемую в платежных документах, предъявляемых к оплате Кузнецовой Л. Ю. привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Полагая, что указанное предписание не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО «Томскэнергосбыт», последнее обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству.

Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным предписания Управления от 27.03.2014 № 47 необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству.

Как следует из предписания от 27.03.2014 № 47, ОАО «Томскэнергосбыт» вменяется нарушение положений статей 8, 10, 37 Закона № 2300-1 и пунктов 31, 33, 34, 40, 45 Правил № 354.

В соответствии со статьей 8 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 31 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, а также производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные услуги, в том числе и за ОДН; непосредственно при обращении потребителя производить проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а также проверять достоверность переданных сведений; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых помещений; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; при наличии общедомового прибора учета ежемесячно снимать его показания и заносить в журнал учета, предоставить сведения о показаниях прибора по требованию потребителя в течение 1 рабочего дня; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами, в том числе допускающими возможность удаленной передачи (телефон, интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а так же проверять достоверность переданных сведений и др.

Согласно пункту 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил № 354).

Таким образом, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

С учетом изложенного при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.

При этом объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть, электроэнергии, потребляемой за пределами жилых помещений.

Как следует из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 № АКПИ12-551, такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды и подлежащего оплате собственниками помещений в силу статей 30, 36 ЖК РФ.

В связи с этим судом первой инстанции обоснованно отмечено, что существенное значение для рассмотрения настоящего дела является факт наличия в многоквартирном доме по адресу: Томская область, Томский район, пос. Зональная станция, ул. Рабочая, 12, общего имущества и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А45-14775/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также