Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n 07АП-1873/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-1873/09 27.03.2009г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хайкиной С.Н. судей: Залевской Е.А., Солодилова А.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В. при участии: от заявителя: Шилов С.В. – доверенность от 28.10.2008г. от ответчика: без участия от третьего лица: Матюканцев А.О. – доверенность от 16.07.2008г. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 по заявлению ООО «РМЗ» к Департаменту строительства и архитектуры администрации г. Томска о признании недействительным письма об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, третье лицо: Администрация г. Томска,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РМЗ» (далее - ООО «РМЗ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным письма Департамента строительства и архитектуры Администрации города Томска (далее - Департамент) от 07.08.2008 года №6142 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов ООО «РМЗ» путем подготовки в определенный судом срок проекта постановления Мэра г. Томска о предоставлении в собственность ООО «РМЗ» земельного участка по адресу: г.Томск пр.Ленина, 51а, с последующей подготовкой и направлением ООО «РМЗ» договора купли-продажи данного земельного участка. Решением от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил. Не согласившись с указанным решением, Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что оспариваемое письмо не является ненормативным правовым актом либо действием, носит информационный характер, следовательно, не может быть обжаловано в суд. Кроме того, значительная часть земельного участка находится вне территориальных зон, то есть является территориями общего пользования, которые не могут быть предоставлены в собственность физическим и юридическим лицам. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении. Представитель заявителя по делу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Департамент Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя Департамента. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, на основании постановления мэра г. Томска от 13.06.2001 года №1798-3 ООО «РМЗ» был предоставлен земельный участок для строительства торгового павильона по пр. Ленина, 51а. Согласно свидетельству о государственной регистрации серия 70АА 108243, ООО «РМЗ» на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, пр-т Ленина, 51а (прежний адрес- ул.Карташова,1а). Указанное свидетельство было выдано на основании Акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2004 года, Постановления Мэра г.Томска от 15.10.2004 года №3498в. 21.04.2008 года общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация города Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв.м, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а. В ответ на указанное заявление Департамент (действовавший на основании Положения, утвержденного решением Думы г.Томска от 30.10.2007 года №683) направил Заявителю письмо исх. № 6142 от 07.08.2008 года «О предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а», в котором указал, что в соответствии с заключением Заместителя начальника департамента строительства и архитектуры главного архитектора г.Томска земельный участок по пр. Ленина,51а частично расположен на территории общего пользования и в габаритах красных линий улицы Карташова. Согласно указанному заключению земельный участок возможно использовать только на праве аренды. Посчитав, что данное письмо, являясь отказом в предоставлении в собственность земельного участка, вынесено незаконно, обратился с вышеуказанным требованием в Арбитражный суд Томской области. Решением от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным письмо Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска от 07.08.2008 года №6142 об отказе ООО «РМЗ» в предоставлении в собственность земельного участка площадью 686.9 кв.м для эксплуатации нежилого здания по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а и обязал Департамент строительства и архитектуры Администрации г.Томска устранить нарушение прав и законных интересов ООО «РМЗ» путем подготовки в месячный срок проекта постановления мэра г.Томска о предоставлении в собственность ООО «РМЗ» указанного земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина.51а, с последующей подготовкой проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направлением проекта ООО «РМЗ». Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска наделен полномочиями по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи. При этом Департаментом не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о нахождении здания принадлежащего заявителю на территории общего пользования. Вывод суда относительно наличия полномочий у Департамента по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи, признается судом апелляционной инстанции обоснованным. Однако при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее. Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ). Ненормативный правовой акт по смыслу главы 24 АПК РФ представляет собой акт индивидуального характера, изданный в определенной форме уполномоченным органом или должностным лицом, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, одним из обязательных условий отнесения акта к ненормативно-правовым является издание его уполномоченным на то органом или должностным лицом, что придает акту характер властно-распорядительного предписания. Из материалов дела следует, что общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация города Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв.м, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а. В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В силу части 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ). Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. На основании Устава г. Томска Администрация г. Томска в соответствии с законодательством управляет и распоряжается земельными участками, прудами, обводненными карьерами, лесами, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков. Согласно статьи 38 Устава города Томска структура (перечень органов) администрации города Томска утверждается Думой города Томска по представлению Мэра города Томска. В структуру администрации города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2). Органы администрации города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации (пункт 4). В соответствии с Положением о Департаменте строительства и архитектуры администрации г. Томска, утвержденном постановлением Мэра г. Томска от 28.09.2007 года №604 (далее - Положение) Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства и архитектуры на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. В силу пункта 3.1.1 Положения Департамент разрабатывает проекты муниципальных и иных правовых актов в пределах предмета деятельности департамента. При этом указанное Положение не предусматривает полномочий Департамента строительства и архитектуры администрации г. Томска по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, по заключению договоров о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам. Как указано выше, полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Уставом г. Томска предоставлено Администрации г. Томска, руководителем которой, в силу пункта 2 статьи 37 Устава является Мэр г. Томска. Таким образом, Департамент не наделен полномочиями, принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность, заключать договоры о предоставлении земельных участков. Департамент имеет право подготавливать проект указанных документов, но только, как указано в части 6 статьи 36 ЗК РФ, после приятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность. При изложенных обстоятельствах, письмо Департамента (исх. № 6142) от 07.08.2008 года «О предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а» нельзя расценивать как отказ в предоставлении земельного участка, в силу отсутствия у Департамента полномочий на принятие подобных решений. При этом основания для составления проекта договора купли-продажи отсутствуют, поскольку материалы дела не содержат решения о предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а, в собственность ООО «РМЗ», вынесенного уполномоченного на то органом. Выводы суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, что спорный земельный Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n 07АП-1180/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|