Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n 07АП-1873/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                Дело № 07АП-1873/09

27.03.2009г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.

судей:   Залевской Е.А., Солодилова А.В.                                               

при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.

при участии:

от заявителя: Шилов С.В. – доверенность от 28.10.2008г.

от ответчика: без участия

от третьего лица: Матюканцев А.О. – доверенность от 16.07.2008г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 по заявлению ООО «РМЗ» к Департаменту строительства и архитектуры администрации г. Томска о признании недействительным письма об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, третье лицо: Администрация г. Томска,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «РМЗ» (далее - ООО «РМЗ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным письма Департамента строительства и архитектуры Администрации города Томска (далее - Департамент) от 07.08.2008 года №6142 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, проспект Ле­нина, 51а, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов ООО «РМЗ» путем подготовки в определенный судом срок проекта постановления Мэра г. Томска о предоставлении в собст­венность ООО «РМЗ» земельного участка по адресу: г.Томск пр.Ленина, 51а, с последую­щей подготовкой и направлением ООО «РМЗ» договора купли-продажи данного земельно­го участка.

            Решением от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с указанным решением, Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что оспариваемое письмо не является ненормативным правовым актом либо действием, носит информационный характер, следовательно, не может быть обжаловано в суд.

Кроме того, значительная часть земельного участка находится вне территориальных зон, то есть является территориями общего пользования, которые не могут быть предоставлены в собственность физическим и юридическим лицам.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

             Представитель заявителя по делу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

            Департамент  Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя Департамента.

            Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, на основании постановления мэра г. Томска от 13.06.2001 года №1798-3 ООО «РМЗ» был предоставлен земельный участок для строительства торгового павильона по пр. Ленина, 51а.

            Согласно свидетельству о государственной регистрации серия 70АА 108243, ООО «РМЗ» на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Том­ская область, г.Томск, пр-т Ленина, 51а (прежний адрес- ул.Карташова,1а).

            Указанное свидетельство было выдано на основании Акта приемки и ввода в эксплуа­тацию законченного строительством объекта от 17.07.2004 года, Постановления Мэра г.Томска от 15.10.2004 года №3498в.

            21.04.2008 года общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация го­рода Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заклю­чения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв.м, на котором распо­ложено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, про­спект Ленина, 51а.

            В ответ на указанное заявление Департамент (действовавший на основании Положения, утвержденного решением Думы г.Томска от 30.10.2007 года №683) направил Заявителю письмо исх. № 6142 от 07.08.2008 года «О предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а», в котором указал, что в соответствии с заключением Заместителя начальни­ка департамента строительства и архитектуры главного архитектора г.Томска земель­ный участок по пр. Ленина,51а частично расположен на территории общего пользова­ния и в габаритах красных линий улицы Карташова. Согласно указанному заключению земельный участок возможно использовать только на праве аренды.

            Посчитав, что данное письмо, являясь отказом в предоставлении в собственность земельного участка, вынесено незаконно, обратился с вышеуказанным требованием в Арбитражный суд Томской области.

Решением от 28.01.2009 года по делу №А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным письмо Департамента строительства и архитектуры Ад­министрации г.Томска от 07.08.2008 года №6142 об отказе ООО «РМЗ» в предоставлении в собственность земельного участка площадью 686.9 кв.м для эксплуатации нежилого здания по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а и обязал Департамент строительства и архитектуры Администрации г.Томска уст­ранить нарушение прав и законных интересов ООО «РМЗ» путем подготовки в месячный срок проекта постановления мэра г.Томска о предоставлении в собственность ООО «РМЗ» указанного земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина.51а, с последующей подготовкой проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направлением проекта ООО «РМЗ».

            Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска наделен полномочиями по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи. При этом Департаментом не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о нахождении здания принадлежащего заявителю на территории общего пользования.

            Вывод суда относительно наличия полномочий у Департамента по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.

Однако при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее.

            Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

Ненормативный правовой акт по смыслу главы 24 АПК РФ представляет собой акт индивидуального характера, изданный в определенной форме уполномоченным органом или должностным лицом, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, одним из обязательных условий отнесения акта к ненормативно-правовым является издание его уполномоченным на то органом или должностным лицом, что придает  акту характер властно-распорядительного предписания.

Из материалов дела следует, что общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация го­рода Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заклю­чения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв.м, на котором распо­ложено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, про­спект Ленина, 51а.

            В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании Устава г. Томска Администрация г. Томска в соответствии с законодательством управляет и распоряжается земельными участками, прудами, обводненными карьерами, лесами, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков.

Согласно статьи 38 Устава города Томска структура (перечень органов) администрации города Томска утверждается Думой города Томска по представлению Мэра города Томска. В структуру администрации города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2). Органы администрации города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и террито­риальных органах администрации (пункт 4).

   В соответствии с Положением о Департаменте строительства и архитектуры администрации г. Томска, утвержденном постановлением Мэра г. Томска от 28.09.2007 года №604 (далее - Положение) Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства и архитектуры на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.

В силу пункта 3.1.1 Положения Департамент разрабатывает проекты муниципальных и иных правовых актов в пределах предмета деятельности департамента.

При этом указанное Положение не предусматривает полномочий Департамента строительства и архитектуры администрации г. Томска по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, по заключению договоров о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Как указано выше, полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Уставом г. Томска предоставлено Администрации г. Томска, руководителем которой, в силу пункта 2 статьи 37 Устава является Мэр г. Томска.

Таким образом, Департамент не наделен полномочиями, принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность, заключать договоры о предоставлении земельных участков.

Департамент имеет право подготавливать проект указанных документов, но только, как указано в части 6 статьи 36 ЗК РФ, после приятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность.

При изложенных обстоятельствах, письмо Департамента (исх. № 6142) от 07.08.2008 года «О предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а» нельзя расценивать как  отказ в предоставлении земельного участка, в силу отсутствия у Департамента полномочий на принятие подобных решений.

При этом основания для составления проекта договора купли-продажи отсутствуют, поскольку материалы дела не содержат решения о предоставлении земельного участка по адресу: г.Томск, пр.Ленина,51а, в собственность ООО «РМЗ», вынесенного уполномоченного на то органом.

Выводы суда первой инстанции о том, что   ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, что спорный земельный

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n 07АП-1180/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также