Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А67-489/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                         Дело №А67-489/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.   

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.  с  использованием средств аудиозаписи  

при участии:

от  заявителя: без участия

от заинтересованного лица: Игнатьева О.А. по доверенности от 12.01.2015г. (до 31.12.2015г.), Гореликова О.Г. по доверенности от 12.01.2015г. (до 31.12.2015г.)

от третьих лиц: ООО «Горсети»:  Люсая Г.В. по доверенности от 18.02.2015г. (на один год)

от Кочаковой И.Н.: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горсети»

на решение Арбитражного суда Томской области

от 10 февраля 2015 года  по делу №А67-489/2014  (судья Сенникова И.Н.)

по заявлению открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (634034, г. Томск, ул. Котовского, 19; ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 103а; ИНН 7017113608; ОГРН 1057000120100)

о признании незаконным предписания от 16.01.2014 № 5

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  Кочакова Ирина Анатольевна (г. Томск), общество с ограниченной ответственностью «Горсети» (634012, г. Томск, ул. Шевченко, 62а; ИНН 7017081040)

                                            У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее - ОАО «Томскэнергосбыт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, заинтересованное лицо)  с заявлением о признании незаконными и отмене предписания от 16.01.2014 № 5.

Определением арбитражного суда от 05.03.2014 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу и рассмотрения кассационных жалоб на решения Арбитражного суда Томской области по делам № А67-5575/2013 и № А67-6102/2013. Определением арбитражного суда 27.11.2014 производство по делу возобновлено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кочакова И.А., определением от 17.12.2014 - привлечено ООО «Горсети».

Решением Арбитражного суда Томской области от 05.02.2015 в удовлетворении требований ОАО «Томская энергосбытовая компания» отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом ООО «Горсети» в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие фактическим обстоятельствам дела и противоречащим законодательству вывода суда о неправомерности установления ОДПУ в жилом доме по адресу: г.Томск, ул. Советская, 12; неправильное толкование  норм материального права, просит решение суда изменить в части признания неправомерным применения показаний установленного общедомового прибора учета (ОДПУ) при расчете платы на электрическую энергию, потребленную на ОДН, и принять по делу новый судебный акт.

ОАО «Томская энергосбытовая компания» в представленном отзыве, доводы апелляционной жалобы ООО «Горсети» поддержало, считает  апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Управление Роспотребнадзора в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя,  третьего лица - Кочаковой И.А.  

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, частью 5 статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя на нее, заслушав представителя ООО «Горсети», исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Судом установлено, что ОАО «Томскэнергосбыт»  является субъектом, предоставляющим коммунальные услуги, в том числе собственнику квартиры №3 по ул. Советская, 12  в г. Томске. 

В период с 29.11.2013 по 17.12.2013 Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Томскэнергосбыт» на основании обращения гражданина по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, по результатам которой составлен акт от 17.12.2013 № 3805, содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО «Томскэнергосбыт» собственнику квартиры №3 по адресу: г. Томск, ул. Советская, д. 12 платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.

Материалы проверки направлены Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.

16.01.2014 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Гореликовой О.Г. в адрес ОАО «Томскэнергосбыт» вынесено предписание №5: в срок до 25.02.2014 обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов: информацию в платежных документах за электроэнергию, предъявляемых потребителям, проживающим в квартире №3 в доме: г. Томск, ул. Советская, д. 12, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом требований, определенных статьями  8, 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), в пунктах 31, 33, 40, 45 Правил № 354 и фактическим потреблением.

Суд первой инстанция, признавая Предписание №5  соответствующим закону, исходил из неправомерного начисления ОАО «Томскэнергосбыт» Кочаковой И.Н.  платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, поскольку в местах общего пользования дома по ул. Советская,12 в г.Томске,  отсутствовали источники потребления электрической энергии.

Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (статья 10 Закона о защите прав потребителей).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.

Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из названных норм права, как правильно указал суд первой инстанции,   при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.

Установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.

Судом установлено, что  жилой дом по адресу: г. Томск, ул.Советская, 12 оборудован как коллективным, так и индивидуальными приборами учета.

Таким образом, объем потребленной электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета по формулам, указанным в Правилах № 354, и по общему правилу, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют), распределяется между всеми собственниками пропорционально размеру общей площади принадлежащего им жилого (нежилого) помещения.

Согласно частям 5, 10 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - до 01 июля 2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электроэнергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5). До 01 июля 2010 года сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (часть 10), и  только  с 01.07.2012 года по 01.07.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны сами осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.07.2012г. не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами (часть 12).

Правила   предоставления коммунальных услуг, утвержденные  Постановлением Правительства РФ (от 23.06.2006г. №307, от 06.05.2011г. №354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, действовавшие как до 01.07.2012г., так и после 01.07.2012 г. предусматривают обязательное участие в процедуре ввода общедомового прибора учета электроэнергии в эксплуатацию потребителя электроэнергии, ТСЖ или УК, уполномоченного на это до 01.07.2012г. решением общего собрания об установке и вводе в эксплуатацию этого прибора, а после 01.07.2012 г. - без решения общего собрания.

В рассматриваемом случае, как правильно указано  судом первой инстанции,  спорный ОДПУ, на основании которого ОАО «Томскэнергосбыт» начало производить потребителям, проживающим по вышеуказанному адресу, начисление платы за электроэнергию, установлен до 01.07.2012 года, то есть,  когда у собственников жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ еще сохранялась возможность оборудования жилого дома общедомовым прибором учета и принятия его в установленном порядке в качестве расчетного прибора учета.

Учитывая, что заявителем и третьим лицом (ООО «Горсети») не доказано уведомление собственников помещений об установке и приемке общедомового прибора учета, согласование условий оплаты за коммунальную услугу «электроснабжение ОДН» исходя из показаний ОДПУ, применяемых ОАО «Томскэнергосбыт» при оформлении платежных документов, отсутствуют основания для признания спорного ОДПУ в качестве расчетного прибора учета с гражданами - потребителями.

Следовательно, расчет ОАО «Томскэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителю с учетом показаний данного ОДПУ (независимо от его технической исправности), является неправомерным и свидетельствует о предоставлении потребителям недостоверной информации об объеме электроэнергии, потребляемой на ОДН.

В этой связи, доводы ООО «Горсети» о неиспользовании при расчете платы за электроэнергию потребленную на ОДН прибора учета до 01.07.2012г., однако, поскольку собственники такой прибор не установили,  с 01.07.2012г. данный прибор стал использоваться, ОАО «Томскэнергосбыт»  о том, что на установку общедомового прибора учета  не требуется согласие собственников (приведены в отзыве на апелляционную жалобу)  отклоняются  судом апелляционной инстанции за необоснованностью.

По смыслу части  2 статьи  1, пункта  2 статьи  4, части  2 статьи  13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основании данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.

Согласно акту проверки от 17.12.2013г.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А45-21449/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также