Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А67-522/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 г. Томск                                                                                          Дело № А67-522/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.,

судей: Колупаевой Л.А., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: Чернова Т.А. по доверенности от 01.09.2015 года (сроком на 1 год)

от третьего лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (№ 07АП-3578/15)

на решение Арбитражного суда Томской области

от 27 февраля 2015 года по делу № А67-522/2014 (судья Сенникова И. Н.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (634034, г. Томск, ул. Котовского, 19; ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)

к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41; ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)

о признании незаконным предписания от 24.12.2013 года № 3632

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомплекс» (634040, г. Томск, Иркутский тракт, дом 188).

 

У С Т А Н О В И Л:  

 

Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «Томскэнергосбыт», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным предписания от 24.12.2013 года № 3632.

Решением Арбитражного суда Томской области от 27 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья, договорные отношения в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, следовательно, Общество вправе в платежном документе указывать размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.

ООО «Жилкомплекс» отзыв в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило.

Заявитель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения потребителя Хайрутдиновой З.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. 2-Рабочая, дом № 11, кв. 10 по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, Департаментом вынесено распоряжение № 3632 от 21.11.2013 года о проведении внеплановой документарной проверки ОАО «Томскэнергосбыт» в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 24.12.2013 года № 3632.

В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО «Томскэнергосбыт» собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. 2-я Рабочая, 11, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.

Рассмотрев материалы проверки, 24.12.2013 года заинтересованным лицом заявителю выдано предписание № 3632, которым Обществу предписано в срок до 01.02.2014 года устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. 2-я Рабочая, 11.

Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.

Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований,  принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту - Правила № 354).

В соответствии с пунктом 161 Правил № 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

В силу подпункта «г» пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 данной статьи и ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.

Материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу ул. 2-я Рабочая, дом 11 осуществляется управляющей организацией ООО «Жилремсервис».

21.09.2008 года между собственниками помещений и ООО «Жилкомплекс» заключен договор на управление многоквартирным жилым домом.

Согласно пункту 5.3 Договора управления ООО «Жилкомплекс» приняло на себя обязанность, в том числе, обеспечивать предоставление собственникам коммунальных услуг. Собственник производит оплату за жилищно-коммунальные услуги по счету-квитанции до 25 числа каждого месяца на расчетный счет управляющей компании.

Управляющей компанией и ОАО «Томскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 01.07.2006 года № 3083.

Из приложения № 3 к указанному договору следует, что дом № 11 по адресу: г. Томск, ул. 2-я Рабочая не входит в перечень объектов поставки электроэнергии, в связи с чем заявитель полагает, что ввиду отсутствия договора ресурсоснабжения между ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Жилкомплекс», Общество вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям дома № 11 по ул. 2-я Рабочая.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом заявителя по следующим основаниям.

Между гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО «Томская энергосбытовая компания» и управляющей организацией ООО «Жилкомплекс» заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 01.07.2008 № 3083. На основании пункта 1.1. договора ОАО «Томская энергосбытовая компания» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО «Жилкомплекс».

В силу пункта 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 15, 16, 17 настоящих Правил.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.

Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А45-1470/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также