Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А45-26015/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-26015/2014 резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 текст постановления изготовлен в полном объеме 19 июня 2015 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С. Н. Хайкиной судей: М.Х. Музыкантовой, Л.Е. Ходыревой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи при участии: от заявителя: Попова О.В. – доверенность от 05.08.14 от заинтересованного лица: без участия, извещен от третьего лица: без участия, извещен рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бердска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.04.2015 по делу № А45-26015/2014 (судья С. В. Тарасова) по заявлению Администрации города Бердска (ОГРН 1025404731109, ИНН 5445113914) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) о признании незаконными решения от 02.12.2014 и предписания № 75 от 02.12.2014, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Диамант» (ОГРН 1065445011972, ИНН 5445122556), УСТАНОВИЛ: Администрация города Бердска (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный Новосибирской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 02.12.2014 и выданного на его основании предписания № 75 от 02.12.2014. Решением суда от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявления Администрации. В обоснование апелляционной жалобы указано на правомерность дифференцированного определения границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и при оказании услуг общественного питания; на отсутствие ограничения конкуренции; на лишение Администрации права участвовать в судебном заседании по настоящему делу. Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Диамант» о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей заинтересованного и третьего лица. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене. Из материалов дела следует, что в Управление поступили заявления ООО «Торговый дом «Диамант» (№ 9698 от 08.09.2014, № 10529 от 26.09.2014) с указанием на наличие признаков нарушения Администрацией антимонопольного законодательства в результате утверждения Постановления от 09.06.2014 № 2072 «О внесении изменений в постановление администрации города Бердска от 19.11.2013 № 4519 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Рассмотрев жалобу, Управлением вынесено решение от 02.12.2014 по делу № 71, которым Администрация признана нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). На основании указанного решения Администрации выдано предписание № 75 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Администрации необходимо в срок до 26.12.2014 отменить Постановление от 09.06.2014 № 2072. Не согласившись с указанными решением и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд. Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об отсутствии у Администрации полномочий на определение границ прилегающих территорий по отдельным образовательным учреждениям; о введение Администрацией дополнительных ограничений в сфере продажи алкогольной продукции и общественного питания для отдельных хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном товарном рынке. Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа необходимо наличие двух условий: несоответствие таких решения и предписания закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов Администрации. Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемые решение и предписание Управления не противоречит действующему законодательству. Из решения Управления следует, что Администрации вменяется нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в установлении различных величин расстояния, на котором не допускается продажа алкогольной продукции, в зависимости от конкретного образовательного учреждения, что создает неравные условия для предприятий, реализующих алкогольную продукцию на территории г. Бердска, а именно создает дискриминационные условия деятельности для предприятий, расположенных вблизи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек», в том числе ООО ТД «Диамант», по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность вблизи иных образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается создание дискриминационных условий. Достаточным основанием для вывода о нарушении требований части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ является создание условий, возможность наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации № 2072 от 09.06.2014 внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 постановления от 19.11.2013 № 4519, в соответствии с которыми расстояние от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 постановления № 4519, до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, рассчитывается на основании следующих значений: от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, мест массового скопления граждан, размещенных в зданиях (строениях, сооружениях), при наличии обособленной территории – 50 метров для предприятий торговли и 100 метров для предприятий общественного питания. От муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенного по адресу: город Бердск, улица Микрорайон, дом 52, до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, при наличии обособленной территории – 50 метров для предприятий торговли и 130 метров для предприятий общественного питания. От муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», расположенного по адресу: город Бердск, улица Парижской Коммуны, 15, до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, при наличии обособленной территории – 65 метров для предприятий торговли и 130 метров для предприятий общественного питания. От муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек», расположенного по адресу: город Бердск, улица Лунная, 3, до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, при наличии обособленной территории – 65 метров для предприятий торговли и 130 метров для предприятий общественного питания. Таким образом, в отношении организаций, находящихся вблизи от МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек», органом местного самоуправления введены особые ограничения, которые выразились в установлении Администрацией расстояния по указанным объектам больше расстояния, используемого для иных образовательных учреждений г. Бердска. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях, и иных установленных законодательством объектах. В силу пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – Правила). Согласно пункту 6 Правил органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Таким образом, правомерно установление дифференцированных требований между розничной продажей алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Однако Администрацией фактически установлены дифференцированные требования, как в отношении розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, так и в отношении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в зависимости от расположенных вблизи конкретных образовательных учреждений. Не опровергая право Администрации дифференцированного определения границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и при оказании услуг общественного питания, арбитражный апелляционный суд отмечает, что подобное дифференцирование правомерно в отношении разных видов хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в настоящем случае Администрацией в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих одинаковую деятельность, установлена различная удаленность от образовательных учреждений, допускающая продажу алкогольной продукции, в зависимости от конкретного образовательного учреждения. В связи с этим организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вблизи МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» и МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек», поставлены в неравные условия с организациями, осуществляющими продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вблизи иных образовательных учреждений г. Бердска. При таких обстоятельствах Управлением сделан обоснованный вывод о нарушении Администрацией пункта 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ в результате утверждения постановления № 2072 от 09.06.2014. Ссылка Администрации на письмо Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России от 15.02.2013 № 08-237 не опровергает указанных выводов. Кроме того, указанное письмо не носит нормативного характера. С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А45-2445/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|