Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А67-86/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                Дело № А67-86/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей С.Н. Хайкиной, Л.Е. Ходыревой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Лачиновой с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от истца – А.А. Федюкова по доверенности от 24.12.2014, паспорт,

от Департамента финансов Администрации – А.Л. Ленинг по доверенности от 04.03.2015, удостоверение,

от иных лиц - без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Администрации Города Томска

на решение Арбитражного суда Томской  области от 24 апреля 2015 г. по делу № А67-86/2015 (судья М.А. Лысых)

по  исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664, 634021, г.Томск, ул. Елизаровых, 79/2)

к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 49) и  в лице Департамента финансов Администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 49)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью  «Компания «Управа» (634003, г. Томск, ул. И.Черных, 83)

о взыскании 1 842,09 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (далее – истец, ООО «Томскводоканал») обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Томск» (далее – ответчик, МО «Город Томск») в лице Администрации города Томска с иском о взыскании за счет казны МО «Город Томск» 1842,09 руб., из которых: 1813,42 руб. – основной долг, 28,67 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15.08.2014 по 23.10.2014 с их дальнейшим начислением по день фактической уплаты долга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью  «Компания «Управа» (далее - ООО «Компания «Управа»).

Протокольным определением суда от 07.04.2015 Департамент финансов Администрации Города Томска (далее - департамент) привлечен к участию в деле в качестве представителя МО «Город Томск».

Решением суда от 24.04.2015 с МО «Город Томск» в лице Департамента финансов Администрации города Томска за счет казны МО «Город Томск» в пользу ООО «Томскводоканал» взыскана задолженность в сумме 1813 руб. 42 коп., проценты за пользование денежными средствами за период с 15.08.2014 по 23.10.2014 в сумме 28 руб. 67 коп. с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 24.10.2014 по день фактической уплаты суммы задолженности по учетной ставке рефинансирования Банка России в размере 8,25 % годовых за каждый день просрочки, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, всего взыскано 3842 руб. 09 коп.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Томскводоканал».

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее: - обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета лежит на ООО «Компания «Управа»; -  надлежащим представителем МО «Город Томск» по настоящему делу является администрация Октябрьского района города Томска.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

Третье лицо и Администрация города Томска отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель истца просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда  законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения прибывших представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в установленные действующим законодательством сроки (до 01.07.2012) общедомовой прибор учета на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Беринга, 13/3, установлен не был, в связи с чем ООО «Томскводоканал» установило общедомовой прибор учета холодной воды на вышеуказанный многоквартирный дом, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла учета расхода воды от 18.04.2014.

В подтверждение факта несения и размера расходов ООО «Томскводоканал» на установку общедомового прибора учета в материалы дела представлены договоры на выполнение работ и субподряда, акты, платежные поручения об оплате, счета, счета-фактуры, калькуляции стоимости работ.

МО «Город Томск» в спорном многоквартирном доме на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры № 11, № 67), что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности от 02.07.2014 № 5582/5.

МО «Город Томск» выставлен счет на оплату и счет-фактура, которые отправлены сопроводительным письмом от 07.08.2014 исх. № 3.3.-2453, однако не оплачены последним.

Указанное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением о взыскании долга за установку общедомового прибора учета в  размере 1813,42 руб.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Приведенная норма распространяет свое действие объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета электрической энергии. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии.

В силу положений части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в пункте 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований пунктов 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Поскольку собственники помещений в спорном многоквартирном жилом доме в установленный Федеральным законом № 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанность оборудовать дом приборами учета перешла к ООО «Томскводоканал».

Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета холодной воды в спорном многоквартирном доме, апеллянтом не оспаривается.

Исходя из положений частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.

В силу изложенных выше норм расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.

При этом пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) дублирует диспозицию части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, также подтверждая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 01.07.2013 оснащения такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил № 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.

Доводы апеллянта о том, что обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета лежит на ООО «Компания «Управа» отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Управляющая организация в определенных законодательством случаях может являться обязанным лицом по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией. Но только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38 (1) Правил N 491), а также в случае, если управляющей организацией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты.

В силу пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А03-4067/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также