Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу n А27-413/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                      Дело № А27-413/2015

резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015

текст постановления изготовлен в полном объеме 08 июля 2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С. Н. Хайкиной

судей Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст  Е.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: без участия, извещен

от ответчика: Князева С.В. – доверенность от 01.01.13

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской общественной организации инвалидов «Синтез» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2015 по делу № А27-413/2015 (судья Е. В. Капштык)

по иску открытого акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» (ОГРН 1024201752057, ИНН 4216003724) к Воронежской общественной организации инвалидов «Синтез» (ОГРН 1033692000066, ИНН 3665018405) о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат» (далее – истец, ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Воронежской общественной организации инвалидов «Синтез» (далее – ответчик, ВООИ «Синтез») 9 900 евро убытков, составляющих стоимость утраченного имущества, и 7 217,10 евро пени за просрочку возврата оборудования.

Также истцом заявлено о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 50 000 рублей.

Решением суда от 21.04.2015 с ВООИ «Синтез» в пользу ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» взысканы сумма убытков, эквивалентная 9 900 евро, сумма неустойки, эквивалентная 7217,10 евро, в рублях по курсу Центрального Банка России на дату платежа, расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 22 376 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в случае неисполнения решения суда на всю взысканную сумму по ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых со дня вступления решения в законную силу до фактического его исполнения.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано на нерассмотрение судом ходатайств ответчика об отложении судебного разбирательства и о приостановлении производства по делу; на отсутствие доказательств принадлежности оборудования истцу; на подписание акта приема-передачи со стороны ответчика неуполномоченным лицом; на отсутствие доказательств нарушения условий дистрибьюторского соглашения; на отсутствие доказательств утраты оборудования; на недопустимость взыскания расходов по уплате государственной пошлины.

Истец о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» (поставщиком) и ВООИ «Синтез» (покупателем) заключено дистрибьюторское соглашение от 15.12.2012 № ЗД 1037, по условиям которого поставщик обязуется поставлять покупателю замороженные полуфабрикаты под товарным знаком «Вилкино», а покупатель обязуется принимать продукцию, оплачивать и реализовывать в соответствии с условиями соглашения.

Согласно пункту 10.1 соглашения поставщик в целях содействия реализации поставляемой продукции, увеличения объема продажи продукции, улучшения организации сбыта продукции, знакомства широкого круга потребителей с продукцией, в том числе с ее новинками, по согласованию с покупателем предоставляет во владение и пользование ему морозильные прилавки и иное торговое оборудование. При этом собственником переданного имущества остается поставщик. Стоимость использования покупателем имущества считается включенной в стоимость продукции.

Риск случайной гибели или повреждения имущества лежит на покупателе с момента передачи имущества от поставщика покупателю до его возврата поставщику по акту приема-передачи.

Во исполнение условий соглашения истец предоставил ответчику во владение и пользование морозильные прилавки в количестве 20 единица общей залоговой стоимостью 11 000 евро.

Письмом от 23.07.2014 истец уведомил ответчика о досрочном расторжении дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 в связи существенными нарушениями условий соглашения со стороны покупателя.

Уведомление о досрочном расторжении дистрибьюторского соглашения ответчик получил 30.07.2014.

В нарушение условий дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 ответчик не вернул после расторжения соглашения переданное ему торговое оборудование.

Согласно пункту 11.5 соглашения имущество считается утраченным в том случае, если по истечении 30 календарных дней со дня окончания срока действия соглашения поставщик не получил от покупателя уведомления о месте нахождения имущества и его готовности к передаче, а также если покупатель не вернул имущество на склад поставщика.

В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании стоимости утраченного торгового оборудования и неустойки.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о передаче ответчику торгового оборудования; о расторжении дистрибьюторского соглашения истцом в одностороннем порядке; об утрате торгового оборудования и об обязанности ответчика выплатить стоимость такого оборудования; о наличии оснований для взыскания неустойки; о завышенном размере понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя.

Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из условий дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037, истец обязуется поставлять ответчику продукцию, а покупатель обязуется принимать ее, оплачивать и реализовывать в соответствии с условиями соглашения; поставщик по согласованию с покупателем предоставляет во владение и пользование морозильные прилавки и иное торговое оборудование, собственником которого остается поставщик, стоимость владения и пользования оборудования включена в стоимость продукции.

При таких обстоятельствах с учетом положений статей 506, 606 ГК РФ судом первой инстанции, исходя из содержания дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037, сделан обоснованный вывод о том, что данный гражданско-правовой договор содержит в себе элементы договоров поставки продукции и аренды оборудования.

Ссылка ответчика на то, что условия дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 содержат в себе элементы договора и договора безвозмездного пользования, является несостоятельной и не основана на нормах права и условиях дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

Во исполнение условий дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 истец предоставил ответчику во владение и пользование морозильные прилавки в количестве 20 единиц общей залоговой стоимостью 11 000 евро, что подтверждается актом приема-передачи имущества от 17.04.2013, сохранной распиской от 17.04.2013, товарно-транспортной накладной от 17.04.2014, актом от 18.04.2013 о поступлении холодильного оборудования по сохранной расписке от 17.04.2013.

Указанные документы подписаны представителем ВООИ «Синтез» и скреплены печатью ВООИ «Синтез».

Представленные документы не поставлены ответчиком под сомнение, о фальсификации документов не заявлено.

Ссылка в жалобе на подписание акта приема-передачи имущества от 17.04.2013 со стороны ответчика неизвестным лицом апелляционной инстанции не принимается.

Акт приема-передачи имущества от 17.04.2013 со стороны ВООИ «Синтез» подписан Барановым Э. О., чья подпись на акте удостоверена печатью ВООИ «Синтез».

Доказательств того, что Баранов Э. О. не имеет отношения к ВООИ «Синтез» в материалы дела не представлено.

Кроме того, представленный ответчиком в материалы дела акт сверки расчетов № 00-00437 от 01.08.2014 со стороны ВООИ «Синтез» также подписан Барановым Э. О.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не доказал свое право собственности на переданное оборудование, опровергаются представленными в материалы дела товарными накладными, подтверждающими приобретение истцом переданного ответчику торгового оборудования.

При этом ответчиком не представлено доказательств принадлежности такого оборудования иному лицу.

Спор о праве на торговое оборудование отсутствует.

Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 11.2 дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 установлено, что в случае досрочного расторжения или отказа от продления срока действия соглашения по инициативе покупателя, либо по инициативе поставщика, в связи с неисполнением покупателем условий соглашения, возврат имущества покупателем поставщику осуществляется в месте нахождения поставщика, доставка имущества со склада покупателя до склада поставщика, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, производится силами и за счет покупателя.

Возврат имущества оформляется актом приема-передачи, составленным по форме, согласованной в приложении № 5 к соглашению (пункт 11.3 дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037).

Пунктом 14.4 дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 установлено, что поставщик вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть соглашение в случае существенного нарушения соглашения покупателем, в том числе за: систематическое выполнение покупателем менее чем на 90% плана продаж продукции за квартал; несоблюдение рекомендованных поставщиком торговых надбавок; нарушение покупателем порядка расчетов; реализацию продукции покупателем за пределами указанной в пункте 2.4 территории; невыполнение покупателем обязанности по соблюдению эксклюзивности хранения, экспозиции при продаже продукции через имущество поставщика. Соглашение считается расторгнутым с момента получения покупателем уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения соглашения, если иной срок не указан в уведомлении.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с систематическим невыполнением ВООИ «Синтез» план продаж продукции, нарушением порядка расчетов, невыполнением обязанности по соблюдению эксклюзивности хранения, экспозиции при продаже продукции через имущество поставщика ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» в одностороннем порядке расторгло дистрибьюторское соглашение от 15.12.2012 № ЗД 1037, о чем уведомило ВООИ «Синтез» письмом от 23.07.2014.

Доводы ответчика об отсутствии нарушений, являющихся основанием для одностороннего расторжения соглашения, апелляционной инстанцией не принимаются.

ВООИ «Синтез» в нарушение статьи 65 АПК РФ в обоснование своих доводов не представлено доказательств выполнения плана продаж продукции, соблюдение порядка расчетов, выполнения обязанности по соблюдению эксклюзивности хранения, экспозиции при продаже продукции через имущество поставщика.

Кроме того, до обращения ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» со стороны ответчика не заявлялось каких-либо возражений относительно расторжения истцом в одностороннем порядке дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037.

Письмом от 23.07.2014, полученным ответчиком 30.07.2014, ВООИ «Синтез» уведомлено о расторжении дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037, ВООИ «Синтез» предложено в трехдневный срок с момента получения письма уведомить ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» о месте нахождения 20 единиц морозильного оборудования, предоставить график возврата оборудования и обеспечить его возврат в предусмотренные соглашением сроки, либо перечислить его залоговую стоимость.

ВООИ «Синтез» не ответило на указанное уведомление, торговое оборудование не возвратило.

На основании пункта 11.5 дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 имущество считается утраченным в том случае, если по истечении 30 календарных дней со дня окончания срока действия соглашения поставщик не получил от покупателя уведомления о месте нахождения имущества и его готовности к передаче, а также если покупатель не вернул имущество на склад поставщика в случаях, предусмотренных пунктом 11.3 соглашения.

Таким образом, сторонами установлен порядок признания переданного торгового оборудования утраченным.

Поскольку ответчик не уведомил истца в установленный срок о месте нахождения оборудования и не вернул оборудование, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об утрате торгового оборудования.

Несогласие ответчика с выводами суда первой инстанции об утрате оборудования не опровергают таких выводов.

При этом ответчиком не представлено каких-либо доказательств наличия оборудования, готового к передаче истцу.

Согласно пункту 11.6 дистрибьюторского соглашения от 15.12.2012 № ЗД 1037 в случае утраты или повреждения имущества покупатель обязуется в течение 7 календарных дней с даты получения соответствующего требования, возместить поставщику залоговую стоимость имущества за вычетом суммы амортизационного износа, размер которого равен 10% от стоимости за каждый год его эксплуатации, но не более чем 50% от его первоначальной стоимости. Расчеты производятся

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу n А03-15863/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также