Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А03-4171/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

17 апреля 2009 года                                     Дело № 07АП-2307/09 (А03-4171/2008-23)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                             Л.Е. Лобановой

судей:                                                                            И.И. Терехиной

                                                                                         Л.Ф. Зубаревой

при ведении протокола судебного заседания судьей  Л.Ф. Зубаревой

при участии:

от истца: Ярцевой Е.Г.(удостов.  № 16747)

от ответчиков: Мокина И.Я. (дов. № 08-12/166 от 24.12.2008г.)

от третьих лиц: представители не явились

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу, поданную обществом с ограниченной ответственностью «Фармакор»

на решение  Арбитражного суда  Алтайского края от 23 января 2009 года

по делу № А03-4171/2008-23 (судья Т.Г. Кириллова)

по иску прокуратуры Алтайского края

к  администрации г. Белокурихи, обществу с ограниченной ответственностью «Фармакор», Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, закрытое акционерное общество «Запсибниипроект», открытое акционерное общество «Горно-Алтайская экспедиция»

о признании недействительным договора купли-продажи от 28 декабря 2006 года                      № 261-Ю и применении последствий недействительности ничтожной сделки

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации г. Белокурихи, обществу с ограниченной ответственностью «Фармакор», Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю о признании недействительным договора купли-продажи                                         от 28 декабря 2006 года № 261-Ю,  применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания администрации г. Белокурихи возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фармакор» денежные средства в сумме 62000 рублей и признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.02.2007г. № 22-22-05/001/2007-184 о  государственной  регистрации  права  собственности  ООО   «Фармакор»  на  земельный участок общей площадью 1604 кв.м. (кадастровый номер 22:64:011703:0033), расположенный по адресу: г. Белокуриха, ул. Советская, 119а.

К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, закрытое акционерное общество «Запсибниипроект», открытое акционерное общество «Горно-Алтайская экспедиция».

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23 января 2009 года по делу № А03-4171/2008-23 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда от 23 января 2009 года, ООО «Фармакор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к землям особо-охраняемых природных территорий федерального значения. В материалы дела не представлены топографический и генеральный план курорта с вынесением на местность границ округа горно-санитарной охраны курорта Белокуриха, перечень земельных участков в границах города Белокуриха на которые у Российской Федерации возникло право собственности. Как считает податель жалобы, в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности РФ на земли курорта Белокуриха, муниципальное образование г. Белокуриха правомерно реализовало право распоряжения спорным земельным участком в порядке пункта 10 статьи 3  вводного закона, пункта 3 статьи 125 ГК РФ. На момент рассмотрения спора Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» не подлежал применению. Ссылается на необоснованность привлечения в качестве ответчика Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю и признание недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о  государственной  регистрации  права  собственности  ООО   «Фармакор»  на  земельный участок, добросовестность приобретения ответчиком земельного участка и невозможности его изъятия в соответствии с установленным санитарным режимом, независимо от действительности оспариваемого договора.

Прокуратура Алтайского края в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и не подлежащим отмене. Факт отсутствия государственной регистрации земель курорта Белокуриха за Российской Федерацией не свидетельствует об отсутствии у РФ права на данные земли. Материалами дела подтверждается нахождение земельного участка с кадастровым номером 22:64:011703:0033 в зоне курорта. Как считает истец, представленное ответчиком экспертное заключение землеустроительного дела «По межеванию земельного участка курорта Белокуриха», утвержденное приказом Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю от 15 сентября 2008 года № 117-р проведено ненадлежащим лицом. К оспариваемой сделке купли-продажи, заключенной администрацией г. Белокуриха с ООО «Фармакор» не применимы положения о добросовестном приобретателе.

Администрация г. Белокурихи, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, ЗАО «Запсибниипроект», ОАО «Горно-Алтайская экспедиция» отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание полномочных представителей не направили. О времени его проведения надлежаще уведомлены. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчиков, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность принятия решения Арбитражного суда Алтайского края от 23 января 2009 года по делу № А03-4171/2008-23, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не установил.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации г. Белокурихи Алтайского края  от 27 декабря 2006 года № 953               «О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Белокуриха, ул. Советская, 119» в собственность ООО «Фармаком» предоставлен земельный участок из земель поселений, общей площадью 1604 кв.м.с кадастровым номером 22:64:011703:0033, находящийся по адресу: г. Белокуриха, ул. Советская, 119-а.

На основании указанного постановления между администрацией                                   г. Белокурихи Алтайского края и ООО «Фармаком» заключён договор купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2006 года № 261-Ю. По его условиям администрация г. Белокурихи передала в собственность ООО «Фармаком» земельный участок, общей площадью 1604 кв.м., находящийся по адресу:                                 г. Белокуриха Алтайского края, ул. Советская, 119-а  для использования   в целях эксплуатации складской площадки

Возникшее на основании упомянутого договора право собственности                              ООО «Фармаком» зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись № 22-22-05/001/2007-184 от 12 февраля 2007 года.

Согласно пункту 3.1 договора стоимость земельного участка составила сумму 62000 рублей.

Заместитель прокурора Алтайского края, полагая, что отчужденный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченным в обороте и не может предоставляться в частную собственность, обратился в арбитражный суд о признании договора купли-продажи от  28 декабря 2006 года недействительным в соответствии со статьей 167, 168 ГК РФ и применении последствий недействительности сделки.

Статья 17 Земельного кодекса  РФ  предусматривает возможность нахождения земельных участков в федеральной собственности не только после разграничения государственной собственности на землю, но и в силу признания их таковыми федеральными законами. При этом, Земельный кодекс РФ по целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяет на земли сельскохозяйственного назначения,  земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу статьи 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пункт 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. на момент заключения договора) предусматривает, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Пункт 7 данной статьи устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Постановлением Правительства Российской Федерации. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Судом первой инстанции установлено, что курорт Белокуриха признан курортом федерального значения и отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения Постановлением Правительства РФ                                   от 31 октября 1999 года № 1204 «Об утверждении Положения о курорте Белокуриха». Постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае» от 29 августа 1995 года №851 принято предложение Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, согласованное с администрацией Алтайского края, о признании курортом федерального значения курорта Белокуриха в Алтайском крае в границах, определенных постановлением  Совета Министров РСФСР от 31 мая 1983 года №282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае».

Суд первой инстанции обоснованно применил положения Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и                      Санкт-Петербурга» от 27 декабря 1991 года № 3020-1, поскольку курорт Белокуриха имеет общереспубликанское значение.

Пункт 15 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» от 7 декабря 1996 года № 1425  следует, что границы округа горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны. В соответствии с пунктом 3 Положения о курорте федерального значения Белокуриха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1999 года № 1204, общая площадь территории курорта Белокуриха в границах округа горно-санитарной охраны составляет 23651,1 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения.

Как следует из кадастрового плана спорного земельного участка, проектного плана границ 2 и 3 санитарных зон г. Белокурихи, утвержденного Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Алтайского краю, схемы, представленной Территориальным отделом № 20 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, землеустроительного дела, спорный земельный участок расположен в непосредственной близости от лечебно-оздоровительных комплексов, в центре курорта, что позволяет отнести его к одной из зон  санитарной охраны курорта, находящихся в федеральной собственности.

Сам факт нахождения спорного земельного участка в границах округа горно- санитарной охраны  курорта Белокуриха, границы которого четко обозначены,  определяет его принадлежность к исключительной собственности Российской Федеральной собственности, определение границ данного земельного участка и привязка его к местности в данном случае не имеет значение.

Таким образом,  удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что земельный участок, общей площадью                   1604 кв.м. (кадастровый номер 22:64:011703:0033), расположенный по адресу:                      г. Белокуриха, ул. Советская, 119-а. является объектом федеральной собственности, входит в состав земель, отнесенных к особо охраняемым природным территориям. Не соглашаясь с приведенным выше выводом суда первой инстанции, ответчики не представили доказательств обратного. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки представленных  доказательств.

 Довод, содержащийся в апелляционной жалобе ООО «Фармаком» о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не возникло, так как не зарегистрировано, отклоняется, поскольку данный земельный участок является федеральной собственностью в силу положений статьи 3 Федерального  Закона «О разграничении государственной собственности на землю» и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей  3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 года  №  101-ФЗ   основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n 07АП-2306/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также