Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу n 07АП-2537/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                       Дело № 07АП-2537/09

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009г.

Полный текст постановления изготовлен  24  апреля 2009г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Т. А. Кулеш

судей:                                    Е.А. Залевской

С.Н. Хайкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Г. Никитиной,

при участии:

от заявителя:  без участия, надлежаще извещено,

от заинтересованного лица:  без участия, надлежаще извещено,

от третьего лица  - Федеральное государственное учреждение Государственная заводская конюшня Алтайская с ипподромом  - без участия, надлежаще извещено,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2009 года по делу № А03-12620/2009 (судья А.П. Борискин)

по  заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле к Отделению по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Государственного учреждения – Управление  Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края (далее – заявитель, Учреждение, пенсионный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Отделение казначейства) о признании незаконным действий  по возвращению без исполнения Постановления № 400 от 16.09.2008 г., а также об обязании принять указанное постановление на исполнение.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением суда, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Отделение казначейства указало на то, что:

- решение суда не содержит указание, каким нормативно-правовым актам не соответствуют действия Отделения казначейства;

- обращение взыскания на бюджетные средства возможно только на основании судебного акта;

- органы Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению постановления органов Пенсионного фонда РФ;

- факт наличия у должника только одного расчетного счета открытого в Отделении не подтверждается материалами дела.

Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Заявитель и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

16.09.2008 г.  пенсионным органом на основании решения № 403 от 16.09.2008г.  вынесено постановление № 400 о взыскании с Федерального государственного учреждения государственная заводская конюшня Алтайская с ипподромом  задолженности по страховым взносам и пени в размере 12 084,69  рублей. Постановление направлено в службу судебных приставов.

Постановлением от 22.09.2008 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников – юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Алтайскому краю Лопатенко И. Ю.  в  возбуждении исполнительного производства на основании постановления № 400 от 16.09.2008 г. было отказано со ссылкой на главу 24.1 Бюджетного кодекса РФ и указанием на необходимость направления данного документа в Отделение по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

08.10.2008 г. Учреждение направило в Отделение казначейства заявление о принятии к исполнению постановления № 400 от 16.09.2008 г.

Однако письмом от 29.10.2008г. №02-13/2614 документы были возращены Учреждению без исполнения с указанием на то, что взыскание с бюджетного учреждения произведено на основании решения пенсионного органа, которое не является судебным актом, поэтому взыскание на средства бюджетной системы РФ  в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ не может обращено.

Считая данные действия Отделения незакон­ными, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что:

- установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы;

- положения Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетных учреждений по решению суда, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи  с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей – 5000 рублей, а в отношении юридических лиц – 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке,  предусмотренном статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ.

В силу данной статьи решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.05.2007 г. № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что установленная статьей 25 Закона № 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.

Закон № 167-ФЗ не содержит исключений в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правило о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решений территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного Кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного Кодекса РФ.

Факт отсутствия у Федерального государственного учреждения государственная заводская конюшня Алтайская с ипподромом счетов, открытых в учреждении Банка России или в иной кредитной организации, подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.09.2008 г.

Лицевой счет ФГУ государственная заводская конюшня Алтайская с ипподромом открыт в Отделении Федерального казначейства, в связи с чем  постановление № 400 от 16.09.2008 г. Учреждения о взыскании недоимки по страховым взносам с организации-страхователя (бюджетного учреждения) при размере причитающейся к уплате суммы, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подлежал исполнению органом Федерального казначейства  в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного Кодекса РФ.

Следовательно, оснований для возврата без исполнения указанного постановления, у Отделения казначейства, не имелось.

Ссылка апеллянта на положения статьи 239 Бюджетного Кодекса РФ арбитражным апелляционным судом отклоняются как необоснованные.

Из содержания статьей 1, 2 Бюджетного кодекса РФ следует, что его нормы применяются к бюджетным правоотношениям, то есть к отношениям, возникающим между субъектами бюджетных организаций в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отношениям, возникающим между субъектами бюджетных правоотношений в процессе становления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Применительно к предмету заявленного требования спорные правоотношения сложились в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем подлежат регулированию специальными законодательными и нормативными правовыми актами и не затрагивают отношения по бюджетному (межбюджетному) регулированию.

Довод апелляционной жалобы о том, что предъявленное Учреждением постановление № 400 от 16.09.2008 г. не может быть принято Отделением казначейства на исполнение, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения.

Перечень исполнительных документов, которые являются основанием для принятия органами Федерального казначейства мер по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ ограничен частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнительным листом и судебным приказом, то есть исполнительными документами, выдаваемыми судами.

Согласно статье 318 арбитражного процессуального кодекса РФ основанием выдачи исполнительного листа арбитражным судом является вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда. Принятие судебных актов арбитражным судам возможно только в ходе осуществления судопроизводства, в связи с рассмотрением конкретного дела.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 АПК РФ рассмотрение дел о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций отнесено к подведомственности арбитражных судов. Рассмотрение арбитражным судом указанных дел регламентировано главой 26 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ соответствующие органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций только в том случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В рассматриваемом случае внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам исключает возможность обращения территориального органа Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд и соответственно вынесения судебного акта, а также выдачу на его основании исполнительного листа.

Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что документом, на основании которого должно производиться принудительное взыскание, является решение (постановление) территориального органа Пенсионного фонда РФ, в связи с чем  постановление Учреждения №400 от 16.09.2008 г., принятое с соблюдением предоставленных этому органу Законом № 167-ФЗ полномочий, обладает по отношению к должнику, равно как и к иным субъектам правоотношений, обязательной юридической силой.

Таким образом, совокупность установленных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельств, позволяет сделать вывод о том, что принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей  270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы,  не имеется.

Государственная пошлина в размере 1000 рублей, уплаченная отделением казначейства при подаче апелляционной жалобы, в связи с вступлением в силу федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  предусматривающего  освобождение госоргана от уплаты государственной пошлины (как истцов, так и ответчиков), подлежит  возврату последнему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2009 года по делу № А03-12620/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю –  без удовлетворения.

Возвратить Отделению по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю госпошлину из федерального бюджета, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей по платежному поручению  № 26691 от 18.03.2009 г.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано  в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                                      Т. А. Кулеш

Судьи                                                                                                     Е. А. Залевская

С.Н. Хайкина

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу n  07АП-2540/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также