Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А70-12146/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 25 марта 2010 года Дело № А70-12146/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рябухиной Н.А. судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокшиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1048/2010) первого заместителя прокурора Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2009 по делу № А70-12146/2009 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску первого заместителя прокурора Тюменской области к открытому акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания», государственному учреждению «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» о признании государственного контракта недействительным в части, при участии в судебном заседании представителей: от первого заместителя прокурора Тюменской области – представитель Марченко Т.В. по поручению № 8-16-2010 от 29.01.2010, от ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» – представитель Александрова Д.В. по доверенности № 09/104 от 19.10.2009, от государственного учреждения «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» – представитель не явился, установил: Первый заместитель прокурора Тюменской области 02.11.2009 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Тюменская энергосбытовая компания») и государственному учреждению «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (далее – ГУ 34 ОФПС по Тюменской области) о признании недействительными пункта 7.3 и первого абзаца пункта 3.3.6 государственного контракта энергоснабжения от 03.09.2009 №692, заключенного между ответчиками. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2009 по делу № А70-12146/2009 в удовлетворении иска отказано. Возражая против принятого судом решения, первый заместитель прокурора Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права. ГУ 34 ОФПС по Тюменской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу её доводы поддерживает, просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить. ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель ГУ 34 ОФПС по Тюменской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного ответчика. Представитель первого заместителя прокурора Тюменской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на неё, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене, исковые требования- подлежащими удовлетворению. Как следует из материалов дела, между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (поставщик) и ГУ 34 ОФПС по Тюменской области (госзаказчик) заключен государственный контракт энергоснабжения от 03.09.2009 №692, по условиям которого поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договора с сетевыми организациями, расположенными в зоне деятельности поставщика (гарантирующего поставщика электроэнергии), к сети которых присоединены электроустановки госзаказчика, обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а госзаказчик обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (пункт 2.1 контракта). При заключении контракта между ответчиками возникли разногласия в отношении пункта 7.3, что зафиксировано протоколом разногласий (л.д.20). ГУ «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» считало подлежащим исключению пункт 7.3 контракта, согласно которому в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения госзаказчиком обязательств по оплате электроэнергии (мощности) в течение двух расчетных периодов поставщик вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном разделом XIII Правил розничных рынков. Стороны согласовали разногласия путем подписания протокола урегулирования разногласий (л.д. 19), в соответствии с которым пункт 7.3 остался в контракте в редакции ОАО «Тюменская энергосбытовая компания». В абзаце первом пункта 3.3.6 контракта предусмотрена обязанность госзаказчика возмещать поставщику понесенные им расходы, связанные с оплатой стоимости выполненных сетевой организацией работ по ограничению/прекращению подачи электроэнергии госзаказчику в случаях, предусмотренных условиями пункта 7.3 контракта, а также работ, связанных с возобновлением электроснабжения, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ограничения/прекращения подачи электроэнергии госзаказчику. Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, первый заместитель прокурора Тюменской области указал, что условия пункта 7.3, абзаца первого пункта 3.3.6 государственного контракта энергоснабжения от 03.09.2009 №692 противоречат нормам действующего федерального законодательства. Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает доводы истца обоснованными. В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Государственное регулирование в области электроэнергетики в соответствии со статьями 80, 90 Конституции Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами. Пунктом 7.3 контракта предусмотрено право поставщика электроэнергии (ОАО «Тюменская энергосбытовая компания») вводить ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения госзаказчиком обязательств по оплате электроэнергии (мощности) в течение двух расчетных периодов, а в абзаце первом пункта 3.3.6 установлены последствия для госзаказчика, наступающие в результате ограничения/прекращения подачи электрической энергии. Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», государственная противопожарная служба является составной частью обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации (статья 7 Федерального закона). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства. Во исполнение Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 принято Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства». Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 установлены особые условия поставки электрической энергии, не допускающие ограничение её подачи потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета. Пункт 7.3 и производный от него абзац первый пункта 3.3.6 государственного контракта энергоснабжения от 03.09.2009 № 692 противоречат Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173, как предусматривающие возможность ограничения ( в абзаце первом пункта 3.3.6 - ограничение/прекращение) подачи электрической энергии. Условия пункта 7.3 контракта противоречат Постановлению Правительства РФ от 29.05.2002 № 364, поскольку устанавливают возможность поставщика электроэнергии вводить ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения госзаказчиком обязательств по оплате электроэнергии (мощности) в течение двух расчетных периодов, то есть вне зависимости от пределов лимита бюджетных обязательств, установленных потребителю главным распорядителем средств федерального бюджета. Указание в пункте 7.3 контракта на то, что введение ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом XIII Правил розничных рынков, не устраняет изложенных противоречий условий контракта Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 и Постановлению Правительства РФ от 29.05.2002 № 364. Согласно пункту 78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил. Пунктом 168 Правил ( здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату заключения государственного контракта) предусмотрено, что в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил. Пунктом 3 Приложения № 6 в перечень потребителей, в отношении которых не допускается ограничение режима потребления ниже уровня аварийной брони, включены воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации. В пункте 188 Правил установлено, что в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, по требованию потребителя устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. Согласно пункту 189 Правил в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. Проанализировав приведенные положения Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, суд первой инстанции указал, что текст пункта 7.3 государственного контракта №692 не вводит какого-либо самостоятельного Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А75-6333/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|